Из каких этапов состоит техобслуживание летательных аппаратов

Наука и техникаHi-Tech

«Без технóты нет работы у пилотов». Обслуживание авиатехники

Многие работы куда удобнее и качественнее производятся в ангаре, но, к сожалению, далеко не везде ангары есть

Варгатый Иван, https://dzen.ru/vivan755

Здравствуйте, товарищи! В номерах 1–4 и 6 за сей 2024 год были опубликованы статьи о производстве авиатехники, а сейчас перед вами заключительная статья – о техобслуживании. Книги, фильмы и песни, как правило, посвящаются летчикам, по этой теме сказано более чем достаточно, но если взглянуть на человеко-часы, то видно, что даже на современных машинах добрую половину работы делает именно технический состав. Со старыми же типами техники – вроде выпускавшегося до 1990-х годов бомбардировщика Ту-95МС – все еще сложнее. Там на один час работы экипажа из 7 человек, то есть на 7 человеко-часов, приходятся многие и многие десятки часов работы инженеров, техников и механиков.

Техсостав издавна делится на специалистов по самолетам и двигателям (они же СДшники, «эсдеки», «слоны» или «маслопузы» – тысячи вариаций) и специалистов по авиационному и радиоэлектронному оборудованию – АиРЭО, еще есть аббревиатура РЭСОС, ее в разных документах расшифровывают по-разному: радиоэлектронное и связное/специальное/световое оборудование самолетов. Самих техников тоже как ни называют: и просто «рэсосники», и «макаки», и «кишкомоты»... В инженерно-авиационной службе (ИАС) военной авиации АиРЭО разделено на АО и РЭО – «АОшников» и «радистов», а в эскадрильях боевых машин еще служат «вооруженцы», работа которых в статье по понятным причинам рассматриваться не будет.

Именно по этим направлениям готовят специалистов учебные заведения, к примеру, кафедры эксплуатации авиатехники выпускают инженеров по специальностям 160901 – «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» и 160903 – «Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов». А дальше все зависит от того, на какую технику попадет специалист. Если это простой и легкий самолет вроде Ан-2, то там достаточно и двух техников – один по СД и один по АиРЭО. Если же это тяжелый корабль вроде Ил-76 или того же Ту-95МС, то там инженерно-авиационная служба делится на множество ветвей.

«Планеристы», занимающиеся обслуживанием планера, механизации, системы управления – отдельно, «гидрологи», в ведении которых гидросистема, шасси – отдельно, «мотористы» – отдельно. И это лишь группы «эсдеков». Специалисты по АО могут делиться на электриков, прибористов, навигаторов, «радисты» – на связников, локаторщиков и тоже навигаторов, ибо навигационное оборудование есть как среди АО (курсовые системы, вычислительные машины), так и среди РЭО (радиокомпасы и др.) У каждой группы строго своя зона ответственности, очерченная как внутренними документами предприятия, так и руководством по технической эксплуатации машины (РТЭ), по международному стандарту этот документ называется AMM – aircraft maitenance manual.

И многодисковые тормоза, и подшипники шасси тяжелого самолета требуют разборки и контроля каждые несколько сотен часов налета

К примеру, автор статьи помнит случай такой «борьбы за ответственность» на этапе освоения самолета Ан-140-100. Перестало гореть маленькое желтое табло «Двиг 1 – нет давл подкачки». Все, что относится к топливной системе самолета, – в ведении участка топливного и специального оборудования, а за электрооборудование топливной системы двигателя отвечал участок электрического и приборного оборудования. Точку в споре, кому заниматься дефектом, поставил начальник цеха: открыл руководство по топливной системе и сразу же увидел заветное табло на схеме в самом-самом конце – перед муфтой, соединяющей топливные магистрали самолета и двигателя. А раз раздел РТЭ 028-й (топливная система), а не 073-й (топливная система двигателя), то и заниматься дефектом «керосинщикам».

Проверка системы динамического давления, подающей давление к приборам скорости, с помощью компрессорной переносной установки КПУ – тоже техобслуживание, предполетное

Как видим, РТЭ – настольная книга инженера по техобслуживанию воздушных судов. Этот многотомник по объему в разы больше РЛЭ – руководства по летной эксплуатации. До приведения документации в соответствие с нормами международной ассоциации гражданской авиации (ИКАО) руководства на самолеты производства СССР назывались по-разному, к примеру, привычным для военных инженеров названием ТОиИЭ – техописание и инструкция по эксплуатации. После вступления же Советского Союза в ICAO в 1970 году документация приобрела понятный в любой точке земного шара вид.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шестое поколение Шестое поколение

За сетями 5G уже проступают контуры следующего поколения связи

Популярная механика
Смерть на параде Смерть на параде

История покушения на президента Египта Анвара Садата

Дилетант
Полет над красной пустыней Полет над красной пустыней

Инопланетная авиация возможна, вот только аппараты придется сделать специальными

Популярная механика
10 причин вашего несчастья 10 причин вашего несчастья

Почему вы можете чувствовать себя несчастными и что можно с этим сделать

Psychologies
Виола Ардона: «Олива Денаро» — роман о смелости, стремлении к справедливости и равноправию Виола Ардона: «Олива Денаро» — роман о смелости, стремлении к справедливости и равноправию

Отрывок из романа о женщинах 1960-х, которым было тесно в рамках общества

СНОБ
Что такое профайлинг и как он работает Что такое профайлинг и как он работает

Как на самом деле определить, лжет человек или говорит правду?

Лиза
А музы не молчат А музы не молчат

Литература и кино в годы Первой мировой войны

Знание – сила
Спасайся, кто может: врач рассказал, как уберечь себя от удара молнии в грозу Спасайся, кто может: врач рассказал, как уберечь себя от удара молнии в грозу

Какие правила безопасности нужно соблюдать, чтобы защититься от удара молнии

ТехИнсайдер
Ветвистоусые летописцы водоёмов Ветвистоусые летописцы водоёмов

Кандидат биологических наук Антон Жаров — о кладоцерной палеореконструкции

Наука и жизнь
4 вопроса, на которые надо себе ответить, если вы завязываете отношения онлайн 4 вопроса, на которые надо себе ответить, если вы завязываете отношения онлайн

Четыре важных вопроса, на которые надо ответить, завязывая виртуальный роман

Psychologies
Математика седьмой координаты для роботов* Математика седьмой координаты для роботов*

Перспективы и проблемы развития роботостроения в России

Монокль
Подельники Подельники

Девять (помимо Брута) самых интересных заговорщиков против Цезаря

Дилетант
Ученые выяснили, почему у статуй в Египте сломаны носы! Прочитайте и похвастайтесь знаниями Ученые выяснили, почему у статуй в Египте сломаны носы! Прочитайте и похвастайтесь знаниями

Зачем люди намеренно «ломали» древнеегипетским статуям носы?

ТехИнсайдер
Летняя любовь: правила счастливого романа Летняя любовь: правила счастливого романа

Считается, что будущего у курортных романов нет, но перспективы в них не главное

Новый очаг
«По итогу это будет музейный экспонат». Скульптор Иван Савенков — о работе над копиями львов Медичи «По итогу это будет музейный экспонат». Скульптор Иван Савенков — о работе над копиями львов Медичи

Скульптор Иван Савенков о любимых материалах и специфике коммерческой скульптуры

СНОБ
Дональд освобожденный Дональд освобожденный

Покушение на Дональда Трампа было обречено повлиять на американскую историю

Монокль
Это лицо нашли в Казахстане на валуне, которому больше 3 тысяч лет! Вот зачем его сделали Это лицо нашли в Казахстане на валуне, которому больше 3 тысяч лет! Вот зачем его сделали

К каменному лицу, случайно обнаруженному в Казахстане, остается много вопросов

ТехИнсайдер
Половина пути Половина пути

Каково это — отдыхать с супругой

VOICE
Вы рыбов продаете? Красивое! Вы рыбов продаете? Красивое!

Несколько приятных мест для речного отдыха и этичной рыбалки

2Xplore
Поразительные факты! Как фильмы Голливуда повлияли на пропаганду во время Второй мировой Поразительные факты! Как фильмы Голливуда повлияли на пропаганду во время Второй мировой

В 1942 году правительство США создало OWI и установило офис прямо в Голливуде

ТехИнсайдер
3 причины, почему вы переживаете из-за бывшей вашего мужчины 3 причины, почему вы переживаете из-за бывшей вашего мужчины

Почему наличие бывшей у партнера заставляет нас чувствовать себя неуверенно?

Psychologies
Нейросети DeepMind научились решать задачи на уровне серебряных медалистов Международной математической олимпиады Нейросети DeepMind научились решать задачи на уровне серебряных медалистов Международной математической олимпиады

Нейросети справились с четырьмя из шести задач IMO 2024 года

N+1
Самые неприхотливые и выносливые кроссоверы дешевле ₽1,5 млн Самые неприхотливые и выносливые кроссоверы дешевле ₽1,5 млн

Предложения кроссоверов на вторичном рынке дешевле 1,5 млн руб.

РБК
Роботы учатся у слонов технике мягкого и точного захвата Роботы учатся у слонов технике мягкого и точного захвата

Почему слоновий опыт очень важен для роботов с мягкими захватами

ТехИнсайдер
Продюсер Евгений Тимащук: Церемонию открытия Олимпийских игр в Париже оцениваю на тройку Продюсер Евгений Тимащук: Церемонию открытия Олимпийских игр в Париже оцениваю на тройку

Организатор спортивных мероприятий о критике церемонии открытия Олимпиады-2024

СНОБ
Созданная указом Екатерины Великой Созданная указом Екатерины Великой

Ее привычно называют «Публичка». Сколь многое готовилось именно здесь!

Знание – сила
Лазеры для квантовых компьютеров стали в 10000 раз меньше Лазеры для квантовых компьютеров стали в 10000 раз меньше

Исследователи разработали миниатюрные титан-сапфировые лазеры

ТехИнсайдер
«Красная книга – это не просто книжка с картинками» «Красная книга – это не просто книжка с картинками»

Чем ценны суслики, почему важно их изучать и зачем надо их охранять

Наука
Тоннель в складчину Тоннель в складчину

Можно ли привлечь угольщиков к софинансированию модернизации Восточного полигона

Монокль
Дайте два. Как провести лето, чтобы отдохнуть Дайте два. Как провести лето, чтобы отдохнуть

После отдыха летом нужен еще один отдых... Как это исправить?

Новый очаг
Открыть в приложении