Историк культуры Андрей Зорин: «Нельзя недооценивать то, чего можно добиться силой»
Люди европейского склада уезжают из России туда, где чувствуют себя чужими, но и своими — так историк и литературовед Андрей Зорин прокомментировал эмиграцию из страны, которая идет с 2022 года. Он не исключил, что в результате произойдет полный разрыв российской культуры с европейской и смена ее идентичности. Особенно если для этого будет применяться насилие — по аналогии с тем как Петр I, наоборот, насаждал европейскость. В интервью Forbes Talk Андрей Зорин рассказал, с чем связан рост ожесточения, откуда у молодежи ностальгия по прошлому и чем опасна потеря проекта будущего.
Андрей Зорин — специалист в области истории российской культуры, литературовед и филолог, профессор Оксфордского университета и Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинки»). В разное время читал лекции в РГГУ, РАНХиГС, Гарварде, Стэнфорде и других ведущих вузах. Исследователь творчества Державина, Жуковского, Толстого и Карамзина. Автор таких книг, как «Кормя двуглавого орла… Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII — первой трети XIX века», «Появление героя. Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII — начала XIX века». Также в круге научных интересов Зорина: международные связи русской литературы, история русской государственной идеологии.
О причинах ожесточения и поляризации людей
«Важным фактором является потеря будущего, которая связана и с экономическими кризисами, и еще в большей степени с глобальным антропологическим сдвигом, с изменением отношения человека к миру, его места в мире. Сдвига такого масштаба не происходило уже давно. Предыдущий — это массовое распространение книгопечатания, массовой урбанизации, то есть где-то XVII-XVIII века. Сейчас в силу понятных причин все идет гораздо быстрее, и это действительно колоссальный поколенческий сдвиг.
Полная непредставимость будущего — это один из важных факторов паники, ожесточения, растерянности. Ну и изменение уклада. Мы не знаем того, что сейчас происходит. Говорят, что огонь перед тем, как погаснуть, вспыхивает ярко последний раз. Мы не знаем, нынешняя волна национализма это еще одна последняя вспышка национального государства, которое уходит с арены в какие-то более сложные глобальные диаспоральные явления, или наоборот, это гигантский разворот в сторону изоляции.
Мы видим то, что 30-40 лет назад казалось прошедшей натурой: национальный изоляционизм, этнический национализм, религиозный фанатизм. Казалось, что все говорят о постсекулярном мире, и вдруг это все на страшном подъеме находится. Надолго ли это? Это колоссальный длительный тренд или это последняя вспышка перед окончательным угасанием?»
«Человек себя потерял»
«Прошлый антропологический сдвиг заключался прежде всего в появлении представления об индивидуальности человеческого существования. О том, что твоя жизнь одна, что ты такой один на свете. Что ты не часть рода, клана, вечно переходящих поколений, социальной группы и так далее, а что у тебя есть личность. Руссо написал в исповеди, что пишет о себе, не потому что лучше других, а потому что он другой, чем все остальные. И до него писали очень много автобиографий, но всегда речь шла о том, что ты создаешь образец. А идея о неповторимости человека, о его достоинстве — это был колоссального масштаба сдвиг. Это связано с резко возрастающими возможностями отдельного человека, но с другой стороны — с огромными фрустрациями из-за потери защищенности, укорененности и т.п.