Московский RER
Как развивался и с какими трудностями столкнулся предшественник столичного наземного метро.
В Москве один транспортный мегапроект следует за другим. Только заработало в полную силу Московское центральное кольцо, как уже в ноябре 2017 года Сергей Собянин и глава РЖД Олег Белозеров на встрече с Владимиром Путиным презентовали новую программу с объемом инвестиций 60 млрд рублей — Московские центральные диаметры. Идея в том, чтобы на базе существующих в городе железнодорожных путей, по которым сейчас ходит в основном грузовой транспорт, создать систему скоростных электричек. Если пассажиру понадобится попасть из Нагатино в Подольск, он сможет это сделать без пересадок и чуть больше чем за час вместо трех часов. Это позволит разгрузить метро и вокзалы. После завершения работ 17 линий МЦД должны будут перевозить более 391 млн человек в год. Идея диаметров не нова. «Пригородные маршруты упираются в вокзалы, в центр города не идут», «пассажиры вынуждены совершать сложные пересадки, а привокзальные станции метро переполнены» — с таких аргументов начиналось и строительство Réseau Express Régional (системы RER) в Париже. Вот только было это в 60-е годы XX века. При президенте Шарле де Голле чреватым революциями Парижем управляло федеральное правительство. За пригородные электрички отвечала, как и сейчас, компания SNCF, а за метро, автобусы и одну линию пригородных электричек — RATP. Обе принадлежали государству, однако договориться им было очень сложно. Разные стандарты управления, тарифы, системы взимания платы вызывали наибольшие опасения. Пришлось создавать