Призрак Олимпиады: почему гостиницы в Сочи терпят убытки
После Олимпийских игр в Сочи прошло четыре года, но город так и не стал полноценным туристическим кластером. Что мешает региону развиваться по примеру лучших международных курортов?
Сочи как всесезонный курорт формировался десятилетиями, но по-настоящему мощный импульс к развитию получил в период подготовки к проведению Олимпиады в 2014 году. Благодаря значительным инвестициям в строительство спортивных и инфраструктурных объектов облик города и его возможности как всесезонного туристического направления существенно улучшились.
Казалось, в Сочи было создано все для того, чтобы город-курорт занял лидирующие позиции на рынке внутреннего туризма за счет продажи услуг, конкурентоспособных на международной арене. Однако итоги первого операционного года (2014), как, впрочем, и трех последующих, показали, что наличия качественной инфраструктуры и «исторической памяти» о Сочи как месте пляжного отдыха оказалось недостаточно для того, чтобы курорт работал эффективно и обеспечивал обслуживание кредитов.
В 2014 и 2015 годах доля гостиниц и ресторанов в формировании ВРП Краснодарского края (3,1% и 2,9% соответственно) практически не увеличилась по сравнению с доолимпийским периодом (2,7%). Финансовые результаты отрасли на протяжении всего периода «новой истории» Сочи отрицательные. По состоянию на конец 2017 года финансовый результат гостиниц и предприятий общественного питания в целом по Сочи также отрицательный — этот сегмент экономики демонстрирует убытки на уровне более 2,6 млрд рублей (официальные данные органов статистики). Иными словами, показатели первых четырех лет работы курорта продемонстировали, что тех $50 млрд инвестиций, которые были потрачены на развитие региона в ходе подготовки к Олимпийским играм, оказалось недостаточно для обеспечения устойчивой работы курорта.
Проблемы курортной зоны
Так что же мешает региону развиваться по примеру лучших международных курортов? Какие ограничения стоят на пути роста туристского потока в Сочи? Что можно и следует сделать для того, чтобы повысить операционную эффективность участников рынка и обеспечить обслуживание кредитов? И самое главное — в чью зону ответственности входит решение этих вопросов?
С момента проведения зимних Олимпийских игр — 2014 прошло четыре года, однако говорить о Сочи как о полноценном курорте можно лишь с начала 2016 года. На что были «потрачены» первые два операционных года и почему потребовалось так много времени для того, чтобы все вновь созданные объекты смогли заработать «в полную силу»?
Основная проблема Сочи состояла в том, что город был совершенно не готов к тем кардинальным изменениям, которые произошли в ходе подготовки к Олимпиаде. Вновь построенный и единовременно введенный в эксплуатацию качественный номерной фонд составил 21 500 единиц — фактически объем предложения вырос в два раза притом, что рынок труда остался на прежнем уровне. Это привело к возникновению острого дефицита не только квалифицированных кадров, но и какого-либо персонала вообще. Низкий уровень квалификации, завышенные (даже по московским меркам) ожидания по оплате труда и неготовность персонала работать в соответствии с современными стандартами качества индустрии гостеприимства негативно отразились не только на операционной себестоимости отелей, но и на их имидже.
С первого же года Сочи получил репутацию курорта с низким уровнем сервиса, не соответствующего ожиданиям туристов и уровню цен.
Гостиницам потребовалось два года, чтобы привлечь новую рабочую силу (в основном за счет трудовой миграции из регионов России), разработать программы повышения лояльности персонала, провести необходимые тренинги для повышения квалификации сотрудников всех уровней.
Помимо проблем с кадрами Сочи оказался не готов к приему туристов и во многих других аспектах. Не секрет, что практически все объекты нового строительства были сданы в эксплуатацию со значительными недоработками, касающимися инженерных систем, внутренней отделки, благоустройства территории и проч. Их устранение потребовало дополнительных затрат, что привело к росту операционных расходов и снижению качества предоставляемых услуг. Однако и эти проблемы были практически полностью устранены в период 2014-2016 годов, в основном благодаря дополнительной выручке от продаж, полученной на волне роста объемов внутреннего туризма.
Здесь стоит отметить, что к объектам туристской инфраструктуры относят не только средства размещения и транспортную инфраструктуру, но и индустрию общественного питания, торговли, развлечений, информационной поддержки туристов и т. п. В первые операционные годы Сочи не мог предложить достаточного количества качественных кафе и ресторанов, объектов малой торговли и развлечения. Сеть общественного транспорта оказалась неготовой к наплыву гостей. В городе прослеживалась четкая граница между относительно благоустроенной территорией курортов и городским пространством.