Что мешает Сочи развиваться по примеру лучших международных курортов?

ForbesБизнес

Призрак Олимпиады: почему гостиницы в Сочи терпят убытки

После Олимпийских игр в Сочи прошло четыре года, но город так и не стал полноценным туристическим кластером. Что мешает региону развиваться по примеру лучших международных курортов?

Марина Мережко

Фото Александра Демьянчука / ТАСС

Сочи как всесезонный курорт формировался десятилетиями, но по-настоящему мощный импульс к развитию получил в период подготовки к проведению Олимпиады в 2014 году. Благодаря значительным инвестициям в строительство спортивных и инфраструктурных объектов облик города и его возможности как всесезонного туристического направления существенно улучшились.

Казалось, в Сочи было создано все для того, чтобы город-курорт занял лидирующие позиции на рынке внутреннего туризма за счет продажи услуг, конкурентоспособных на международной арене. Однако итоги первого операционного года (2014), как, впрочем, и трех последующих, показали, что наличия качественной инфраструктуры и «исторической памяти» о Сочи как месте пляжного отдыха оказалось недостаточно для того, чтобы курорт работал эффективно и обеспечивал обслуживание кредитов.

В 2014 и 2015 годах доля гостиниц и ресторанов в формировании ВРП Краснодарского края (3,1% и 2,9% соответственно) практически не увеличилась по сравнению с доолимпийским периодом (2,7%). Финансовые результаты отрасли на протяжении всего периода «новой истории» Сочи отрицательные. По состоянию на конец 2017 года финансовый результат гостиниц и предприятий общественного питания в целом по Сочи также отрицательный — этот сегмент экономики демонстрирует убытки на уровне более 2,6 млрд рублей (официальные данные органов статистики). Иными словами, показатели первых четырех лет работы курорта продемонстировали, что тех $50 млрд инвестиций, которые были потрачены на развитие региона в ходе подготовки к Олимпийским играм, оказалось недостаточно для обеспечения устойчивой работы курорта.

Проблемы курортной зоны

Так что же мешает региону развиваться по примеру лучших международных курортов? Какие ограничения стоят на пути роста туристского потока в Сочи? Что можно и следует сделать для того, чтобы повысить операционную эффективность участников рынка и обеспечить обслуживание кредитов? И самое главное — в чью зону ответственности входит решение этих вопросов?

С момента проведения зимних Олимпийских игр — 2014 прошло четыре года, однако говорить о Сочи как о полноценном курорте можно лишь с начала 2016 года. На что были «потрачены» первые два операционных года и почему потребовалось так много времени для того, чтобы все вновь созданные объекты смогли заработать «в полную силу»?

Основная проблема Сочи состояла в том, что город был совершенно не готов к тем кардинальным изменениям, которые произошли в ходе подготовки к Олимпиаде. Вновь построенный и единовременно введенный в эксплуатацию качественный номерной фонд составил 21 500 единиц — фактически объем предложения вырос в два раза притом, что рынок труда остался на прежнем уровне. Это привело к возникновению острого дефицита не только квалифицированных кадров, но и какого-либо персонала вообще. Низкий уровень квалификации, завышенные (даже по московским меркам) ожидания по оплате труда и неготовность персонала работать в соответствии с современными стандартами качества индустрии гостеприимства негативно отразились не только на операционной себестоимости отелей, но и на их имидже.

С первого же года Сочи получил репутацию курорта с низким уровнем сервиса, не соответствующего ожиданиям туристов и уровню цен.

Гостиницам потребовалось два года, чтобы привлечь новую рабочую силу (в основном за счет трудовой миграции из регионов России), разработать программы повышения лояльности персонала, провести необходимые тренинги для повышения квалификации сотрудников всех уровней.

Помимо проблем с кадрами Сочи оказался не готов к приему туристов и во многих других аспектах. Не секрет, что практически все объекты нового строительства были сданы в эксплуатацию со значительными недоработками, касающимися инженерных систем, внутренней отделки, благоустройства территории и проч. Их устранение потребовало дополнительных затрат, что привело к росту операционных расходов и снижению качества предоставляемых услуг. Однако и эти проблемы были практически полностью устранены в период 2014-2016 годов, в основном благодаря дополнительной выручке от продаж, полученной на волне роста объемов внутреннего туризма.

Здесь стоит отметить, что к объектам туристской инфраструктуры относят не только средства размещения и транспортную инфраструктуру, но и индустрию общественного питания, торговли, развлечений, информационной поддержки туристов и т. п. В первые операционные годы Сочи не мог предложить достаточного количества качественных кафе и ресторанов, объектов малой торговли и развлечения. Сеть общественного транспорта оказалась неготовой к наплыву гостей. В городе прослеживалась четкая граница между относительно благоустроенной территорией курортов и городским пространством.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Зарплаты невысокие, жизнь экономнее» — честный рассказ россиянина о переезде из Тюмени в Батуми «Зарплаты невысокие, жизнь экономнее» — честный рассказ россиянина о переезде из Тюмени в Батуми

Пара преодолела 3400 км и начала новую жизнь на берегу Черного моря

Вокруг света
Заварить кашу Заварить кашу

Диетологи называют ее «царицей круп», и мы можем с ними только согласиться

Добрые советы
И это все о НЕЙ И это все о НЕЙ

Борис Шапиро напоминает о нескольких особенностях женской психики

Psychologies
Будь готов, генацвале! Будь готов, генацвале!

Знакомимся с культурными, кулинарными и историческими традициями Грузии

Quattroruote
Лучший стритстайл из Милана Лучший стритстайл из Милана

Закончилась женская Неделя моды в Милане

GQ
Картинки с выставки Картинки с выставки

Квартира в Санкт-Петербурге с комнатами-достопримечательностями Северной столицы

AD
Таймз Таймз

Эссе Эдуарда Лимонова

Esquire
Меж двух миров Меж двух миров

Телеведущая Первого канала отправилась в Марокко со своим любимым человеком

OK!
Инопланетяне под лупой Инопланетяне под лупой

О том, как рассматривать далекие планеты, чтобы не попасть впросак

СНОБ
Как научиться понимать искусство и самого себя Как научиться понимать искусство и самого себя

Искусство — это образное отражение реальности, эдакое закодированное сообщение, которое нам нужно расшифровать. С ним мы сможем иначе смотреть на окружающий мир, стать эмоционально более зрелым человеком и расширить свой кругозор.

Psychologies
«Я всегда хотел быть героем» «Я всегда хотел быть героем»

Интервью с актером Владимиром Яглычем

OK!
Пошли по головам Пошли по головам

Скрабы и лосьоны, BB- и ночные кремы, маски и масла – уход за волосами все больше походит на ритуалы для лица. Что это – благо для наших голов или желание брендов побольше заработать?

Psychologies
Бухта Халонг, Вьетнам Бухта Халонг, Вьетнам

Перед тобой одна из стран, в которую еще можно выезжать любому россиянину

Maxim
Жизнь после Олимпа: исповедь с элементами проповеди Жизнь после Олимпа: исповедь с элементами проповеди

«Сноб» публикует рассказ Андрея Вульфа о поиске смысла своей работы

СНОБ
Это у вас гормональное Это у вас гормональное

Почему люди ведут себя по-человечески?

СНОБ
Мой лучший секс случился… c закрытыми глазами Мой лучший секс случился… c закрытыми глазами

Мужчина решил порадовать Лену сюрпризом, но что-то пошло не так

Cosmopolitan
«Футляр от виолончели» «Футляр от виолончели»

Телеграм-канал о скандалах, воровстве, чиновниках и судебных исках

Esquire
Игры, в которые играют люди Игры, в которые играют люди

7 главных историй Олимпиады в Пхенчхане

Русский репортер
Поймай его, если сможешь Поймай его, если сможешь

Интервью с героем нового сезона шоу «Холостяк» Егором Кридом

Glamour
Борьба с выскочками Борьба с выскочками

Эксперты рассказывают, как победить акне

Glamour
Хорошие Маннеры Хорошие Маннеры

Сказочный замок главных сестричек Англии

Tatler
«Если бы мы жили на острове, мы были бы счастливы» «Если бы мы жили на острове, мы были бы счастливы»

Агния Дитковските и Алексей Чадов — о своих отношениях и общем сыне Фёдоре

OK!
«Человек, который развалил СССР». Кто такой Джин Шарп и почему его называют «отцом цветных революций» «Человек, который развалил СССР». Кто такой Джин Шарп и почему его называют «отцом цветных революций»

История Джина Шарпа, политолога и идеолога ненасильственных революций

СНОБ
«Пятиэтажки нужно сносить». Испанский архитектор о жизни в Москве «Пятиэтажки нужно сносить». Испанский архитектор о жизни в Москве

Густаво Гонсалвес — о безопасности в Москве, «хрустальных» детях и о футболе

СНОБ
Кнопка о двух концах. Чем мы рискуем, нажимая «я согласен» Кнопка о двух концах. Чем мы рискуем, нажимая «я согласен»

Как крупные корпорации анализируют личные данные пользователей

СНОБ
100 самых стильных 2018 – Россия 100 самых стильных 2018 – Россия

Традиционный рейтинг самых стильных людей России

GQ
Toyota Land Cruiser Prado. Крепкий орешек Toyota Land Cruiser Prado. Крепкий орешек

За что переплачиваем? И переплачиваем ли?

АвтоМир
И слово было блог И слово было блог

В начале блогерской эпохи было слово, и слово это было на японском

Esquire
50 самых стильных иностранцев в 2018 году 50 самых стильных иностранцев в 2018 году

Те, кто заработал себе место в списке самых стильных иностранцев

GQ
Городские истории Городские истории

Московская квартира в духе современной городской классики

AD
Открыть в приложении