Один из крупнейших рыбопромышленников России не может получить японскую визу

ForbesБизнес

Островитянин

Почему один из крупнейших рыбопромышленников России не может получить японскую визу.

Текст Игорь Попов

Лососевая путина на Южных Курилах длится с июля по сентябрь. За это время здесь вылавливают 35 000 т рыбы

Григорий Богила работает охранником: немолодой уже человек приезжает из Волгоградской области в Москву на вахту. Когда-то у него все было иначе. Еще в начале 1990-х Богила с двумя партнерами основал на Курилах компанию «Гидрострой», которую Forbes сейчас оценивает в $900 млн. Семь лет назад Богила пытался вернуть свою долю в компании, но владелец «Гидростроя» Александр Верховский лихо отбил все его действия, и бывший партнер остался ни с чем. Верховского называют хозяином Курил, но бизнес бывшего сенатора (его полномочия в Совете Федерации истекли в октябре 2017 года) давно уже не ограничивается этими островами. В июле 2018 года структуры предпринимателя за $400 млн купили у семьи губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко Преображенскую базу тралового флота (ПБТФ), и теперь «Гидрострой» по объемам квот на вылов стал второй рыболовной компанией России.

Как небольшая фирма с острова Итуруп стала рыбопромышленным гигантом?

Остров «Гидрострой»

Двадцать второго августа 2015 года на Итуруп прилетел премьер-министр Дмитрий Медведев. После осмотра новенького аэропорта острова с населением 6000 человек глава правительства в сопровождении московских и сахалинских чиновников отправился в поселок Китовый, где был построен порт с глубоководным пирсом, морским вокзалом и современным рыбоперерабатывающим комплексом мощностью 500 т в сутки. Впечатляющих размеров объект премьер-министру представлял губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко. «Современное здесь все абсолютно, — оценил Медведев. — Программу-то будем продолжать?» И тут же получил утвердительный ответ губернатора Сахалина: «Конечно!» Речь шла о финансировании Курил из федерального бюджета. Стоящий за их спинами сенатор Верховский на этот диалог никак не отреагировал, хотя именно его бизнес крепко связан с освоением бюджетных средств. По Федеральной целевой программе (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007–2015 годы» было выделено 20 млрд рублей. За 12 дней до поездки на Итуруп, 10 августа 2015-го, Медведев утвердил новую ФЦП развития Курил на 2016–2025 годы с объемов финансирования 70 млрд рублей (в октябре 2017 года сумма была увеличена до 80,9 млрд рублей).

Кортеж Дмитрия Медведева передвигался по Итурупу по дорогам и мостам, построенным «Гидростроем» Верховского. И куда бы ни приехал премьер для осмотра новых объектов — в аэропорт, школу, детский сад, больницу, культурно-спортивный центр, на геотермальную электростанцию, пожарную станцию, — все это тоже возвел «Гидрострой». Из всех выделенных на развитие Курил бюджетных средств компании Александра Верховского, по самым скромным оценкам, освоили четверть.

«На Курилах очень сложно провести черту, где государственный интерес, а где частный, на островах все может развиваться только в партнерстве, — считает Александр Савельев, руководитель Информационного агентства по рыболовству. — Строительство и обслуживание дорог — это «Гидрострой», порт — «Гидрострой», строительство аэропорта — «Гидрострой», гостиницы — «Гидрострой». Кого-то, может быть, и душит зависть, однако почему компания должна строить все это исключительно на собственные деньги? Это как раз яркий пример частно-государственного партнерства».

Площадку для проведения Всероссийского молодежного форума «Итуруп» тоже готовили строители «Гидростроя». «Первый раз я сюда попал совсем недавно, здесь все выглядело иначе, — делился с молодежью Дмитрий Медведев. — Чтобы вы понимали: здесь не было ни километра асфальтовых дорог. Рассчитываю, что хотя бы часть из вас вернется сюда работать». В тот же день МИД Японии в связи с визитом Медведева на Итуруп заявил российскому послу официальный протест. «Этот поступок ранит чувства жителей Японии, которые хотят возвращения этих территорий», — прокомментировали в японском МИДе. Япония считает острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хобомаи своими и ставит их возвращение главным условием заключения мирного договора с Россией.

В начале 1990-х годов по инициативе Японии была запущена программа безвизовых обменов японских граждан и жителей Курильских островов, что должно было создать условия для возврата спорных территорий. В составе организованных групп японцы посещали на Курилах могилы предков, а россияне знакомились с благами развитой экономики и получали гуманитарную помощь. На Итурупе, например, японцы построили электростанцию, поликлинику. По замыслу японцев, русское население островов должно было прийти к пониманию, что будущее у Курил есть только в составе Японии.

В 1998 году Борис Ельцин отправил на Курилы своего пресс-секретаря Сергея Ястржембского успокоить островитян, встревоженных слухами о скором возврате островов Японии. «Я оказался на Курилах впервые и был буквально сражен увиденным — жизнь на островах еле теплилась, — описывал Ястржембский свою поездку. — На Итурупе повсюду были видны знаки беды: заколоченные окна брошенных домов, ржавые каркасы отслуживших свое рыболовецких траулеров, плохо одетые люди. Островитяне на всех встречах просили, требовали, заклинали федеральный центр дать им только одно — подъемные деньги, чтобы навсегда покинуть Курилы».

Исполнительный директор Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Игорь Карпман с 2001 по 2006 год возглавлял Курильский городской округ. Он вспоминает, что японцы были в то время очень активы. «Японцы нас буквально засыпали печатными материалами, говорили о совместном проживании и развитии, а конкретно когда спрашиваешь, то узнаешь, что у них в планах свои органы власти, бюджет, клиники только для японцев, даже парикмахерские свои — только для японцев», — рассказывает он.

В итоге небольшую поликлинику для жителей Итурупа японцы все же соорудили, говорит Карпман, а полноценную больницу из пяти корпусов на средства федеральной целевой программы в 2009 году построил «Гидрострой». Создание «Гидростроем» транспортной инфраструктуры и строительство социальных объектов на Курилах якобы стало причиной, по которой Верховскому было отказано в получении японской визы. «Именно из-за «Гидростроя» люди укрепляются во мнении, что на Итурупе можно жить и работать», — говорит один из его знакомых.

Александр Верховский (справа) и генеральный директор «Гидростроя» Юрий Светликов

Первое партнерство

История «Гидростроя» началась в 1991 году со встречи Григория Богилы, Александра Верховского и Сергея Грязнова. Богила с 1984 года руководил на Итурупе муниципальной акционерной фирмой и был депутатом районного совета, а к началу 1990-х у него уже были самые крупные рыболовецкие участки на острове. Верховский — военный строитель — служил на Итурупе с 1984 по 1989 год, потом его перевели в Ленинград, где в 1991 году он уволился из армии в звании подполковника и почти сразу же вернулся на остров. У Грязнова был небольшой бизнес в Курильске — главном населенном пункте Итурупа. Верховский и Грязнов предложили Богиле совместно развивать рыболовецкое предприятие, и он согласился.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шестой элемент Шестой элемент

Для кого миллиардер Виктор Вексельберг строит инновационный центр

Forbes
Полный провал. Как полюбить неудачи Полный провал. Как полюбить неудачи

О том, как перестать бояться ошибок

Forbes
Жажда альтернативы Жажда альтернативы

«Сады Придонья» первыми запустили массовое производство растительного молока

Forbes
Хватит выбрасывать деньги. Чем заменить неэффективные тимбилдинги Хватит выбрасывать деньги. Чем заменить неэффективные тимбилдинги

Совместное решение проблем сближает сотрудников больше, чем веревочные курсы

Forbes
Доходный кабинет Доходный кабинет

Инвесторы все чаще присматриваются к недвижимости, связанной со здравоохранением

Forbes
Начальник в фартуке. Как преодолеть гендерные барьеры Начальник в фартуке. Как преодолеть гендерные барьеры

Иногда «стеклянный потолок» опускается слишком низко

Forbes
Эволюция капитализма Эволюция капитализма

Могут ли появиться новые миллиардеры в России

Forbes
Сырьевое проклятие: почему курс рубля падает вопреки дорожающей нефти Сырьевое проклятие: почему курс рубля падает вопреки дорожающей нефти

Рубль, как и многие валюты развивающихся рынков, попал в ловушку девальвации

Forbes
Amazon выходит из берегов Amazon выходит из берегов

Как Джефф Безос хотел сделать самый большой в мире книжный магазин

Forbes
Первые откровенные съемки юной Кейт Мосс, Анджелины Джоли и других звезд Первые откровенные съемки юной Кейт Мосс, Анджелины Джоли и других звезд

Раритетные съемки наших любимых знаменитостей

Cosmopolitan
Семейные узы Семейные узы

Рейтинг самых богатых женщин России

Forbes
Третий триместр беременности: как справиться с нагрузкой? Третий триместр беременности: как справиться с нагрузкой?

В третьем триместре беременности организм начинает активно готовиться к родам

9 месяцев
Двое в голубом океане Двое в голубом океане

Как квантовый компьютер и искусственный интеллект помогут друг другу

Forbes
Ревность, подозрительность и другие признаки паранойи Ревность, подозрительность и другие признаки паранойи

Испытывая сильные чувства к человеку, мы на многое закрываем глаза

Psychologies
Елки-палки Елки-палки

Что пошло не так с стартапом по озеленению леса Maraquia

Forbes
Прибавка к пенсии. Как недвижимость может обеспечить безбедную старость Прибавка к пенсии. Как недвижимость может обеспечить безбедную старость

Прибавка к пенсии. Как недвижимость может обеспечить безбедную старость

Forbes
Третье полушарие Третье полушарие

Программист из Орехово-Зуева заработал $2 млн на роботах для прокачки мозга

Forbes
Одеться как Арнольд Шварценеггер Одеться как Арнольд Шварценеггер

Арнольд Шварценеггер не отказывает себе в мужских игрушках

GQ
Забойные истории Забойные истории

Как Александр Щукин попал в список Forbes, а потом оказался под домашним арестом

Forbes
В постели с врагом. Зачем компаниям делиться технологиями и кадрами В постели с врагом. Зачем компаниям делиться технологиями и кадрами

Обмен опытом между компаниями приобретает все большую актуальность

Forbes
Внутренняя симфония Внутренняя симфония

Как пианист и композитор Даниил Трифонов стал мировой звездой

Forbes
Антонио Лопес — человек, который изменил всех Антонио Лопес — человек, который изменил всех

Имя Антонио Лопеса в мире помнят только профессионалы, а в России — никто

Vogue
Итальянский парадокс Итальянский парадокс

Крупнейшим финтехом Европы может стать платежный стартап Nexi из Италии

Forbes
«Мы рождены не работать, а наслаждаться жизнью». Правила бизнеса Джека Ма «Мы рождены не работать, а наслаждаться жизнью». Правила бизнеса Джека Ма

Правила бизнеса основателя Alibaba и богатейшего предпринимателя Китая Джека Ма

Forbes
Жили бы ли? Жили бы ли?

История не терпит не только условного, но и повелительного наклонения

GQ
Занимательная география Занимательная география

Сравнительный тест Ravon Nexia и Datsun on-DO

АвтоМир
Голосуем ногами Голосуем ногами

Что делать со своей любовью к кроссовкам в эпоху сникерхедов

GQ
Глупый мудрец: почему подчиненные должны быть умнее руководителя Глупый мудрец: почему подчиненные должны быть умнее руководителя

Первоклассные сотрудники будут критиковать вас, спорить и не соглашаться

Forbes
Светит, но не греет Светит, но не греет

О том, как предотвратить цифровое старение

Tatler
Учебная тревога. Как провести тренинг с тайными целями Учебная тревога. Как провести тренинг с тайными целями

Обучение персонала — возможность провести в компании кадровые изменения

Forbes
Открыть в приложении