Как режиссер Николай Хомерики пришел к съемкам блокбастера «Ледокол»

EsquireРепортаж

Ты только не дрейф

Кинокритик Владимир Лященко узнал у режиссера Николая Хомерики, как от самого камерного кино 2000-х он пришел к съемкам блокбастера про дрейфующий ледокол.

Фотограф Юлия Спиридонова

Рубашка John Varvatos. Пальто Brunello Cucinelli

С Николаем Хомерики мы встречаемся в день, когда закончен монтаж «Ледокола» – эпической картины, снятой по мотивам реальных событий 1985 года, когда судно «Михаил Сомов» попало в антарктический дрейф на 133 дня. И хотя до премьеры почти готового фильма остается меньше месяца, проект все еще кажется немного нереальным. Дело в том, что до «Ледокола» Хомерики снял три полнометражных фильма. Первые два – «977» и «Сказка про темноту» – попадали в 2006-м и 2009-м в конкурсную программу «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Премьеру третьего – «Сердца бумеранг» – режиссер отдал Московскому кинофестивалю, а затем предпочел прокат в единственном московском кинотеатре, но с обязательством показывать картину месяц. Все три исследовали трудно уловимые движения души, во всех трех камера вглядывалась в людей с минимальной дистанции, но без вторжения. В общем, если искать в российском кино нулевых образцы зафиксированной на пленку хрупкой человечности, то в фильмах этого режиссера. Правда, были еще в его фильмографии начатый, но не завершенный триллер «Беляев», телефильм «Ночь длиною в жизнь» и сериалы «Черчилль» и «Синдром дракона». Но даже с поправкой на сериальный опыт узнать, что за фильмом, выпущенным в прокат одним экраном, последует картина со съемками в Мурманске, настоящим атомным ледоколом «Ленин» и нарисованным айсбергом, было удивительно. Хомерики всегда казался человеком, чья работа в кино требует метафизической камерности.

Николай Хомерики: Тему своего понимания мира и своего какого-то одиночества, мне кажется, я исчерпал в фильме «Сердца бумеранг» и повторяться больше не хотелось. Про что-то другое еще не накопил и решил пока попробовать себя в разных направлениях. То есть я надеюсь, что еще сниму свой авторский фильм, но к нему надо прийти, так что я не совсем ушел из этого вида деятельности, а просто, скажем, отошел в сторону на время. Ну и мне действительно интересно разное пробовать, я еще мелодраму очень хотел бы снять – не предлагают.

ВЛ: А «Ледокол» предложили уже в готовом прямо виде: вот сценарий – сними нам блокбастер с айсбергом?

НХ: Игорь Александрович (Толстунов, продюсер фильма. – Esquire) прислал даже не киносценарий, а сценарий литературный – часа на три с половиной материал, основанный на реальных событиях, из которого надо было сделать сценарий фильма. И я чуть-чуть сомневался, надо или не надо браться – все-таки это не маленькая какая-то подработка, а я привык снимать свое кино. Так что сначала предложил Игорю Александровичу свое участие в таком варианте, что я просто скажу, как вижу эту историю, помогу привести литературный сценарий в пригодный для съемки вид. И он согласился, говорит: «Ладно, давай так».

ВЛ: А потом и снимать пришлось?

НХ: Не пришлось, а органично так произошло. Я стал все изучать, вжился в эту историю, все про нее знал, и уже жалко было отдавать ее кому-то другому – затянуло меня, в общем. В какой-то момент понял, что я могу ее полюбить, а это важно – никогда ничего не получится, если ты не полюбишь материал. На формальном мастерстве будет все равно абсолютно не то: и тебе будет плохо, и всем будет плохо.

ВЛ: Вы говорили, что больше любите съемки, чем монтаж. А тут же вообще другой опыт выходит: сначала написать историю на целый корабль, потом снять ее с сотней человек на площадке, а потом еще дорисовать айсберг и прочее, чего перед камерой не было?

НХ: Какие бы сложные они ни были – а здесь они были очень сложные, – все равно съемки – это тот момент, когда ты снимаешь живых людей на пленку, и это напрямую творчество. Ты реально уставший приезжаешь домой, но сегодня ты писал картину, а не готовился писать картину. И от этого у тебя усталость чуть-чуть другая. У тебя приятная усталость. Съемки – это своего рода эксперимент, попытка понять что-то: мне очень интересно вытягивать из людей все, что в них есть. Поэтому очень важно артистов и всех остальных подобрать правильно, найти интересных людей и потом дать им раскрыться по максимуму в заданных координатах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шарлиз Терон Шарлиз Терон

Правила жизни актрисы Шарлиз Терон

Esquire
Матильда Кшесинская. Призрачное счастье Матильда Кшесинская. Призрачное счастье

Простились на семи ветрах — у большого сенного сарая на Волхонском шоссе

Караван историй
Bentley Bentayga: Воздух ручной работы Bentley Bentayga: Воздух ручной работы

Самый мощный, самый быстрый, самый большой и, пожалуй, самый дорогой… Кроссовер. Да-да, этот вирус забрался в святая святых – в сегмент luxury, где не бывает компромиссов, а мольбы о пощаде вне закона. Что ж, попробуем примерить монстра на себя

АвтоМир
Силы мечты Силы мечты

Ведущая программы “Давай поженимся” астролог Василиса Володина уверена, что важные желания, загаданные в новогоднюю ночь, действительно сбываются. Главное — правильно расставить прироритеты.

Добрые советы
Робот должен быть у каждого Робот должен быть у каждого

«У нас есть мечта. Чтобы у каждого был свой робот...»

Популярная механика
Ирвин Уэлш Ирвин Уэлш

Правила жизни автора «На игле» Ирвина Уэлша

Esquire
KIA Optima Sportswagon KIA Optima Sportswagon

Семейная версия примечательна не только багажником, но и ярким поведением, оправдывающем приставку sport в имени.

Quattroruote
Станислав Лем Станислав Лем

Чем больше мы знаем о Леме, тем меньше его понимаем

Дилетант
Неожиданная Австралия Неожиданная Австралия

Это не привычные красоты зеленого континента: 800 километров по бездорожью, дикий буш, никого вокруг, жара, пыль. Открыть невиданные места и познакомиться с жизнью аборигенов нам помог Land Rover Discovery Sport.

Quattroruote
Нотный стан Нотный стан

За плечами продюсера классической музыки Ирины Никитиной остросюжетная жизнь, а впереди — грандиозные планы.

Vogue
Mazda3 Mazda3

Японская «матрешка» пережила плановый рестайлинг. Присмотримся к изменениям.

Quattroruote
Каменный век: Как The Rolling Stones завершают его с блеском Каменный век: Как The Rolling Stones завершают его с блеском

The Rolling Stones замыкают круг эволюции пластинкой Blue & Lonesome

Playboy
Фаршированная рыба Фаршированная рыба

Фаршированная рыба — одно из самых разнообразных блюд

Дилетант
13 лучших авто года по версии GQ 13 лучших авто года по версии GQ

Признаемся себе: именно эти автомобили мы хотим больше других. Даже те, которые еще до конца не придуманы. Даже если их тринадцать.

GQ
Кружок непоседы Кружок непоседы

Олимпий­ский чем­пи­он Евгений Плющенко ни ми­ну­ты не си­дит на ме­сте

Glamour
Дарья Авратинская. Семейные узы Дарья Авратинская. Семейные узы

Трудно ли быть дочкой популярных артистов Ирины Апексимовой и Валерия Николаева?

Караван историй
Святилище соблазнов Святилище соблазнов

ГУМ — самая модная витрина столицы

Караван историй
Зажгли не по-детски Зажгли не по-детски

“Шмель“ — самый реактивный пехотный огнемет

Популярная механика
Агриппина: мать, убийца и жертва Агриппина: мать, убийца и жертва

Личная жизнь матери Нерона, её властолюбие и обстоятельства смерти поражают

Дилетант
Bошла в историю Bошла в историю

Марион Котийяр ста­ла ак­три­сой из на­уч­ных со­об­ра­же­ний

Glamour
Детка и космос Детка и космос

В спин‑оффе «Изгой‑один: Звездные войны. Истории» английская роза Фелисити Джонс берет в руки пушку и бросает вызов империи.

GQ
Lexus RX 350 Lexus RX 350

Кажется, Lexus RX – это отличный пример того, как можно всех перехитрить, но никого не обмануть. В четвертом поколении кроссовер удивительно преобразился, но по-прежнему сохраняет очень привлекательные цены. В чем подвох?

АвтоМир
Актер на троне Актер на троне

Нерон — самый эксцентричный из античных деспотов

Дилетант
Вертикаль­ный взлет Вертикаль­ный взлет

Дизайнер Марина Мацкевич офор­ми­ла в Алматы квар­ти­ру, в окна ко­то­рой за­гля­ды­ва­ют пики Тянь‑Шаня.

AD
Хобби сделает счастливее Хобби сделает счастливее

Детей мы обычно старательно водим в разные кружки, а вот себе совсем не оставляем времени на увлечения. А между тем без них трудно чувствовать себя гармоничной личностью.

Лиза
Александр Самойлов. По отцовским стопам Александр Самойлов. По отцовским стопам

Владимир Самойлов играл главные роли в спектаклях и вдруг оказался не нужен

Караван историй
Технологии без границ Технологии без границ

Текстильная промышленность может стать драйвером индустрии высоких технологий

РБК
Не шиной единой Не шиной единой

Какие требования предъявляет к человеку и машине зимняя дорога?

АвтоМир
Балет в 5-ти действиях: Зимняя сказка Балет в 5-ти действиях: Зимняя сказка

Вызов – вот что заставляет, однажды попробовав снежно-бензиновый наркотик

Популярная механика
Большая энциклопедия джентльмена / Том X: Конфликты Большая энциклопедия джентльмена / Том X: Конфликты

16 актуальных способов сохранить нервные клетки.

GQ
Открыть в приложении