Дебют «Газели» третьего поколения

ЭкспертАвто

Запас прочности

Дебют «Газели» третьего поколения, по мнению руководства группы ГАЗ, должен поставить жирную точку в споре за лидерство на российском рынке легких грузовиков. А может и кардинально расширить экспортный потенциал завода

Александр Астапов

С 1994 года и по сей день «Газель» — легкий (малотоннажный) грузовик номер один в России, а группе ГАЗ принадлежит почти половина продаж на нашем рынке, где в прошлом году было приобретено 104,3 тыс. коммерческих автомобилей полной массой до 3,5 т и фургонов на их базе. И из этого количества без малого четверть — на счету второго поколения «Газелей», выпускаемых уже восемь лет.

А ведь поначалу многие прочили тогдашней новинке если не крах, то проигрыш лидерства — настолько тяжелой и дорогой она выглядела в глазах традиционных покупателей «Газели». Но скепсис быстро прошел: выяснилось, что, приобретя комфорт «иномарок», машина не утратила главного качества предшественницы — выносливости и ремонтопригодности. «Какова реальная грузоподъемность машины? Полторы? Нет, вы не поняли: сколько я смогу в нее грузить реально? Три? Хорошо, оформляйте!» — таков типичный диалог в дилерских салонах группы ГАЗ. И грузят. И возят. А для тех «газелистов», кто с правами «грузовой» категории, была выпущена версия с дополнительно усиленным шасси и полной массой 4,6 т. Сколько грузят в нее — ведомо только самим «газелистам» да механикам на сервисах.

Способствовала успеху и работа нижегородцев по улучшению качества машин. Основной акционер компании Олег Дерипаска инвестировал около 30 млрд рублей в новые технологии и оборудование, в том числе в системы управления качеством, запускавшиеся с участием иностранных партнеров и менеджеров. Бу Андерсон тогда уже ушел на ВАЗ, но процессы, им запущенные, продолжали давать свои плоды. И разочарований, а то и гнева перевозчиков, пересевших с иномарок на «Газели», становилось все меньше.

Но машина неизбежно устаревала, а конкуренты совершенствовались. Тревожным звоночком стал прошлый год, когда продажи «обычной», полной массой 3,5 т, «Газели Next» упали на 14,7%, с 29 333 до 25 017 штук (при падении всего сегмента грузовиков полной массой до 3,5 т на 7% и росте продаж основного конкурента, Ford Transit, на 9,9%, с 12 618 до 13 867 штук). Что не стало неожиданностью ни для руководства завода, ни для конструкторов. По словам руководителя проекта «Газель NN» Константина Рухани, на заводе с самого начала продаж Next, с 2013 года, внимательно изучали пожелания и замечания покупателей — кстати, могу подтвердить: маркетинговые исследования, в том числе «кар-клиники», все эти годы проводились регулярно и отнюдь не для галочки: на их основе разрабатывали новые узлы и системы для усовершенствования машины.

Новых узлов решений и систем накопилось предостаточно для, выражаясь по-советски, глубокой модернизации машины — в новой итерации переименованной в «Газель NN». Точнее, это семейство: пока показали лишь основную модель, полной массой 3,5 т, «большую “Газель”» («калибра» 4,6) обещают обновить чуть позднее — и точно таким же образом.

При детальном рассмотрении конструкции заметно, что главным «референсом» конструкторов был не Ford Transit, а Iveco Daily. Что, в общем, резонно при создании русского фургона, рассчитанного на нещадную эксплуатацию с постоянным перегрузом

«Газель City» — городской полунизкопольный микроавтобус на 17 посадочных и пять стоячих мест. Высота ступеньки 270 мм (при «приседании» машины с помощью пневмоподвески) и ширина проема 1100 мм позволяют закатывать инвалидное кресло или детскую коляску

Nовая. Реально Nовая

Наружные изменения можно отнести к плановому рестайлингу: из «железа» изменили лишь капот, а заново разработали лишь фары (они полностью светодиодные — спорно с точки зрения затрат на ремонт, но безопасность важнее), а также пластик: крылья, локеры, бампер (а вот он теперь из трех частей, что радует) и решетку радиатора. Внешность стала современной, лучше гармонирующей с угловатыми очертаниями кузова и… Я рад за заводчан, что они наконец ушли от простодушно-щенячьего выражения «лица», ведущего родословную еще от ГАЗ-51 (который я не считал шедевром даже в 1980-е, когда учился на нем ездить). Теперь имидж машины такой, какой и нужен грузовику (микрофургоны, коим, наоборот, впору «няшность», совсем отдельный разговор, вне территории интересов ГАЗа): уверяющий в надежности и добротности, а при виде в зеркало заднего вида обгоняемой машины — еще и в серьезности своих намерений. Что поделать, это Россия — без незримой надписи на решетке радиатора «Отойди, а то раздавлю» здесь никак. И хотя я склонен поворчать насчет недостаточной агрессии (а паче того откровенно скучного дизайна «торпеды»), не думаю, что мое мнение разделят перевозчики, особенно не «единоличники», а владельцы автопарков. Да и «долгоиграючесть» дизайна грузовику нужна намного большая, чем, скажем, большому пикапу, а подавно джипу — жить с этим лицом на конвейере новой «Газели» предстоит с десяток лет, а то и больше. Десятилетие, за которое мода на угловатость и простоту форм вернется окончательно.

Содержание здесь изменилось куда серьезнее формы. Новый задний мост намного крепче предыдущего: его балка та же, что и у будущей «большой “Газели NN”» (официальной полной массой 4,6 т, а неофициальной — да кто ж их, эти тонны, считает?), и отличается от последней редуктором и количеством листов в рессорах.

Унифицированный мост «потянул» за собой и новые тормоза — теперь они дисковые. А новая коробка передач и вовсе унифицирована со всеми будущими грузовиками марки. Она сделана с большим запасом по проходному моменту (то есть в расчете на будущие более мощные моторы) — и шестиступенчатая. Шестиступенчатость дает немалый прирост экономичности (по уверениям заводчан, до двух литров на «сотню» при крейсерских 120 км/ч): первая передача стала «короче» и позволяет разгоняться даже с перегрузом без насилия над мотором, а высшие — повышающие, причем шестая рассчитана на длинные перегоны по равнинной местности.

Двигатели же — 150-сильный дизель Cummins 2,8 ISF, а с осени и трехлитровый ульяновский Evotech в 122 л. с. (предлагаемый как в чисто бензиновом, так и в биотопливном, под газ и бензин, вариантах). Но уже в планах «русификация» дизеля, а также установка его 170-сильного варианта под нормы «Евро-6». (Пока такой мотор ставится только на «Газели NN», собираемые в Турции для местного рынка; к слову, их выпуск начался практически вслед за основной площадкой в Нижнем). Evotech же будет в новой версии — с кардинально переработанным с целью повышения ресурса «низом». Да, он по-прежнему будет со штанговым приводом клапанов (что дает зубоскалам повод посудачить о родстве движка с ГАЗ-21), но, как знавший «пращура» до последней гайки, уверяю, что это совсем не так, а главное, при 4000 об/мин на максимальной мощности смысла в более дорогой и капризной верхневальной схеме нет в принципе (тут уже вспоминается пользовательский опыт по Harley-Davidson, нормально «дышащим» на 5500 при изрядно больших размерах деталей двигателя).

Но это «хард». Знакомство с «софтом» начинается с сидений, а они полностью другие, как и интерьер в целом (в нем новое все — от подрулевых переключателей до расположения динамиков в дверях). Пассажирское с опционным подогревом и емкостью 60 литров под откидной подушкой (вообще, по изобилию и удобству расположения всевозможных бардачков и ящиков «Газель NN» претендует на лидерство — 25 мест, а еще здесь восемь точек подключения мобильных устройств), а водительское… А водительское подрессоренное и регулируемое. Всего регулировок 11, включая жесткость амортизации.

Но главная роль в снижении усталости водителя отведена многофункциональной электронной платформе. Помимо уже обязательной антиблокировочной, здесь есть противобуксовочная система, динамическая стабилизация и «хилл-ассист» (помощь при трогании в гору). Это сейчас. Вторым пакетом на 2022 год намечены камеры кругового обзора, контроль слепых зон, парктроник и контроль давления в шинах, а также оповещение о выезде за полосу движения. Это основное, влияющее на безопасность и утомляемость, — уже устанавливаемые бесключевой доступ и электропривод «ручника», можно отнести к приятным мелочам, как и штатную навигацию и сенсорный девятидюймовый экран. А владельцам парков «Газелей» предназначена система Gaz Connect, отслеживающая 15 ключевых параметров, от пробега до ТО до нарушений ПДД водителем.

На презентации машины звучал рефреном интересный момент: вместо прежнего «мы используем лучшие компоненты мировых производителей» — особая гордость тем, что узлы и системы разработаны в России. Да, в коробке передач тросовый шифтер и синхронизаторы импортные, но остальное не только «своего» производства, но и, что еще важнее, со своей интеллектуальной собственностью. А уж в электронных системах… Вообще говоря, усталость от диктата корпораций (по сути, транснациональных монополий), разрабатывающих такие системы, от ступичных узлов до блоков управления двигателем, — общая тема для разговора автоконструкторов всего мира. Газовцы же преисполнены гордости: интеллектуальная собственность на системы и узлы машины будет российской, что благо для любого производителя. А тем более не такого большого по сравнению как с вышеупомянутыми монополистами-компонентщиками, так и автомобильными мегаконцернами вроде Toyota или недавно образованного мегаальянса Stellantis.

«Газели» первого поколения в обновленном виде продолжают пользоваться спросом: их продажи в 2020 году составили около 17 тыс. штук, и это не считая пяти с лишним тысяч «Соболей». Причем спрос на грузовые версии почти не упал, а на микроавтобусы съежился на 40,7% по сравнению с 2019 годом

В мире животных

Эти узлы и системы вскоре встанут и на другие машины нижегородского производства — в первую очередь на 22-местные мини-автобусы «Газель City», разлетающиеся по стране как горячие пирожки ввиду полного отсутствия альтернатив. Ее родство с привычными нам микроавтобусами (теперь и «Газели NN») прямое, но далеко не стопроцентное: машина с большой распашной дверью, площадкой для инвалидной коляски и пониженным уровнем пола даже раму имеет свою собственную (для того самого занижения входной площадки). В общем, и назначение машины иное, нежели у 14‒17-местных микроавтобусов. Если те хороши именно как маршрутное такси в изначальном, еще советских времен, смысле слова — городских и пригородных, реже экскурсионных экспрессов с редкими остановками «по требованию», то «Газель City» — машина незнакомого нам раньше класса. Ее роль — быть маленьким городским автобусом на малозагруженных маршрутах или в исторических центрах старых городов.

Логично было бы проводить эксперименты с «электрификацией» именно этой модели — хотя бы потому, что на узких кривых (а значит, плохо продуваемых) «старых» улочках нулевой выброс действительно важен. Но газовские маркетологи рассудили иначе: рынок грузовых перевозок электротранспортом намного обширнее в ближайшей перспективе, а главное — менее зависим от, скажем так, расстановки клановых сил в региональном лоббизме. К тому же «Газель» с ее рамным шасси лучше подходит для «электрификации», чем конкуренты с несущим и полунесущим кузовом, с одной стороны, и намного дешевле специально разработанных электрофургонов — с другой. А с третьей — в роли демонстратора возможностей лучше запускать пассажирскую машину, чтобы потенциальные эксплуатанты убеждались в ее преимуществах воочию.

Поэтому пробные партии электро-«Газелей» строятся на базе микроавтобусов, причем с самым большим кузовом и на усиленном шасси (известном также как «тяжелая “Газель”» — к слову, на City агрегаты шасси тоже от нее, за вычетом пневмоподвески, которую планируют ставить и на обычные микроавтобусы в качестве опционной альтернативы рессорам). «Газель E-NN» оснащается 350-вольтовым электромотором мощностью 100 кВт (136 л. с.) и одной или двумя литий-полимерными батареями производства московской Saenergy емкостью 48,4 кВт⋅ч каждая, дающими пробег более 100 или 200 км. Емкость, в общем, не рекордная, но благодаря возможности зарядки не только от обычной сети, но и «быстрой», постоянным током 350 В, пополняющей батареи на 80% всего за полчаса, вполне достаточная для эксплуатации в качестве маршрутки. Из прочих подробностей газовцы сообщают лишь о готовности производить такие машины на конвейере — и причину, по которой спроса в пятизначных масштабах в России не будет: цена в шесть миллионов рублей. Именно это обрекает электро-«Газель», по крайней мере на нынешнем этапе, на роль демонстратора технологий — и объясняет, почему газовцы не торопятся включаться в мировую электрогонку и проектировать специальную платформу. Но партии в сотни фургонов для российских доставщиков — перспектива реальная. К тому же модульность, заложенная в конструкцию электро-«Газели», позволяет безболезненно перейти и на другие батареи — в том числе на быстросменные, разработки которых также ведутся в России.

Впрочем, электрификация пока дорогая экзотика для российского рынка, а вот на «движение вниз» спрос есть здесь и сейчас. И такая машина уже на подходе — уменьшенная и облегченная «Газель NN» (впрочем, возможно, ее назовут-таки «Соболем NN») полной массой 2,5 т. Рыночный смысл «обрезанной» версии относительно тяжелой машины — «носитель спецоборудования», в том числе в полноприводном варианте (который ожидается едва ли не больше моноприводного). От коммунальной «аварийки» и лесопатрульной машины до инкассаторской машины и легкобронированного бизнесвена. А сниженная полная масса позволит обходить ограничения для грузовиков вроде пресловутого «грузового каркаса». Хотя реально, а не формально, допустимая полная масса может быть и выше (ибо опять же: кто их считает, эти тонны?), но подождем официальной презентации, намеченной на осень.

Остаются на конвейере и машины первого поколения, но с новыми и модернизированными агрегатами — сейчас эти машины называются «Газель Бизнес» и «Соболь Бизнес», а также «Соболь 4WD». Последний держится на конвейере не только из-за сравнительно невысокой цены (фургон — от миллиона рублей), но и высокой проходимости, делающей его востребованным и жителями глубинки, и автопутешественниками, и любителями активного отдыха. Впрочем, доработки «Соболя 4×4» в «джип для путешественника» газовцы отдают на откуп сторонним фирмам и самим клиентам, как и сертификацию изменений.

Причина проста: ГАЗ работает только для перевозчиков, коммунальщиков и прочего бизнеса. И всякий раз подчеркивает свое нынешнее позиционирование — и точку, поставленную в 2010 году на производстве собственных легковых автомобилей. (Контрактная промсборка автомобилей Volkswagen по-прежнему ведется в Нижнем, но это отдельная история).

«Мы отдаем себе отчет, что чем дальше от столиц, тем запросы потребителя скромнее, а внимание к ценнику выше, — признается Андрей Софонов, директор автозавода ГАЗ. Поэтому на конвейере, пока будет спрос, остаются и “Газель Бизнес”, и “Газель Next”».

Цена же «Газели NN» в сравнении с Next будет выше в среднем на 220 тыс. рублей.

Фотографии предоставлены пресс-службой ГАЗ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Против империи Против империи

Имам Шамиль — лидер, благодаря которому жил Северо-Кавказский имамат

Дилетант
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Когда наши поезда ездили быстро Когда наши поезда ездили быстро

История скоростного поезда ЭР200

Эксперт
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Мировая энергетика на распутье Мировая энергетика на распутье

Мир рискует столкнуться с острым дефицитом нефти и газа

Эксперт
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Японцы запаслись даурской лиственницей Японцы запаслись даурской лиственницей

Японская компания выкупила допэмиссии акций российского лесопереработчика

Эксперт
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Блокадный огород Блокадный огород

Как выживал блокадный Ленинград

Дилетант
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Старение – это естественно, но не нормально

Популярная механика
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Вдохновитель проекта «Вектор» — о выборе профессии кондитера для ребенка Вдохновитель проекта «Вектор» — о выборе профессии кондитера для ребенка

Как превратить детское увлечение кулинарией в профессию?

РБК
Как растения размножаются Как растения размножаются

Почему одни растения плодятся спорами, а другие семенами?

Наука и жизнь
Как добавить 11 лет своей жизни? Ходьбой! Как добавить 11 лет своей жизни? Ходьбой!

Каждый час ходьбы может принести до шести лет «дополнительной» жизни

ТехИнсайдер
«Империи норманнов: Создатели Европы, завоеватели Азии» «Империи норманнов: Создатели Европы, завоеватели Азии»

Что гобелен из Байё сообщает о завоевании Англии нормандцами

N+1
Лиза Моряк: «Мне нравится снимать маску и быть настоящей» Лиза Моряк: «Мне нравится снимать маску и быть настоящей»

Актриса Лиза Моряк — о материнстве, хейте и любви к удобной одежде

Здоровье
7 романов о длительных отношениях и семейных кризисах 7 романов о длительных отношениях и семейных кризисах

Топ-7 романов о кризисах в браках и их преодолении

Psychologies
Принципы качественного онлайн-обучения: как выбрать онлайн-курс, который реально научит Принципы качественного онлайн-обучения: как выбрать онлайн-курс, который реально научит

Как подобрать онлайн-обучение, которое захочется пройти до конца?

Inc.
Любимчик фортуны Любимчик фортуны

10 способов приманить удачу и стать успешной

Лиза
Ар деко и машинки зрения Ар деко и машинки зрения

Как ар деко нарушает законы логики и перспективы

Знание – сила
Любовь и виноград Любовь и виноград

Когда сыну поставили диагноз, его мама думала, что о работе можно забыть. И зря!

Новый очаг
Только не сегодня Только не сегодня

10 главных причин, почему его больше к тебе не тянет

Лиза
15 витаминов и добавок, о которых не зря все говорят 15 витаминов и добавок, о которых не зря все говорят

Азбука красоты от А (аминокислоты) до Я (янтарная кислота)

VOICE
Умный город: утопия или реальное будущее? Умный город: утопия или реальное будущее?

Можно ли создать идеальный город?

Наука и жизнь
Как справляться с телесным дискомфортом при тревоге и других неприятных эмоциях: пошаговая инструкция Как справляться с телесным дискомфортом при тревоге и других неприятных эмоциях: пошаговая инструкция

Фрагмент из книги «Я и мои эмоции» Хесус Ларринага

Psychologies
Улыбайтесь! Это раздражает Улыбайтесь! Это раздражает

Попросили стоматологов-ортопедов объяснить, как получить ослепительную улыбку

Собака.ru
«Художник обидеть может каждого!» «Художник обидеть может каждого!»

Разные грани и тайны профессии от режиссера Михаила Цитриняка: конец беседы

Знание – сила
5 недооцененных мест, куда стоит съездить 5 недооцененных мест, куда стоит съездить

Пять нераспространенных направлениях, которые удивят даже опытного туриста

Inc.
Российский сорт в открытом и закрытом грунте Российский сорт в открытом и закрытом грунте

Сколько лет потребуется отечественной селекции для увеличения доли семян овощей

Агроинвестор
Открыть в приложении