Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция

С весны 2024 года доля малых и средних предприятий, не сталкивающихся с проблемами при развитии, сократилась на 40%, показало исследование компании «МойСклад». При этом сами проблемы тоже изменились: вместо низкого спроса и санкций основным источником беспокойства стали дефицит кадров и инфляция. На этом фоне одним из наиболее эффективных способов роста стал франчайзинг
Доля предпринимателей, не сталкивающихся с трудностями в развитии, в марте 2025 года упала до 14%, тогда как в мае 2024 года она составляла 23%, показало исследование малого и среднего бизнеса, проведенное сервисом автоматизации бизнес-процессов «МойСклад» (есть в распоряжении Forbes Франшизы). Перечень основных проблем за это время сильно изменился. Весной прошлого года в него входили падение спроса и курса рубля, необходимость маркировки товаров и санкции. Сейчас на первое место вышли кадровый дефицит (о нем заявили 19% респондентов), конкуренция (19%) и инфляция (17%). Снижение спроса переместилось на четвертую позицию среди факторов, беспокоящих бизнесменов (15%).
Эти же проблемы назвали среди главных участники исследования рынка франчайзинга в 2024 году, проведенного порталом franshiza.ru. Максимальная доля его респондентов — 34% — отнесли к основным сложностям нехватку персонала. Это подтверждает, что предприятия, работающие по франшизе, сильнее страдают от кадрового голода, чем сегмент малого бизнеса в целом, отмечает руководитель franshiza.ru Анна Рождественская. А еще 25% участников