История скоростного поезда ЭР200

ЭкспертHi-Tech

Когда наши поезда ездили быстро

Страна дважды совершала прорыв в деле создания скоростных электропоездов с опорой на собственные технологии и оборудование, но массовое производство отечественного подвижного состава для высокоскоростного железнодорожного движения так и не было организовано

Николай Ульянов

Всеволод Коровкин значительную часть своей жизни отдал делу конструирования сначала скоростного, а затем высокоскоростного электропоезда

Удивительно, но такая большая страна, как Россия, до сих пор не имеет полноценного высокоскоростного железнодорожного движения. Удивительно потому, что компетенции создания скоростного, а затем и высокоскоростного подвижного состава нарабатывались начиная с середины 60-х годов прошлого века. И сами поезда, вобравшие в себя передовые на тот момент технологии и оборудование, были построены. Но в единичных экземплярах. И еще одно «но»: не всем им повезло возить пассажиров. Если скоростной ЭР200 четверть века курсировал между Ленинградом и Москвой, то высокоскоростному «Соколу» повезло меньше. Этот поезд, способный развивать скорость до 250 километров в час (а в дальнейшем его планировалось разгонять уже до 350, и определенный задел для этого уже был), так и не поехал с пассажирами. Проект был остановлен на завершающем этапе доводки поезда. Не нашлось смешной по нынешним временам суммы и должной политической воли.

Схожие проблемы, кстати, были и у ЭР200, но инерции советского проекта хватило на то, чтобы выпустить его на линию.

Всеволод Коровкин, участвовавший в обоих проектах, считает, что создатели поездов в обоих случаях сделали все от них зависящее и с задачей справились. А то, что было дальше, уже от них не зависело. На наш взгляд, его рассказ весьма ценен сегодня, когда спустя несколько десятилетий в России вновь приступают к созданию собственного высокоскоростного поезда, а дороги, по которой он поедет, еще нет.

— Я попал в железнодорожную отрасль во время ее эпохальных изменений.

Сам я из Калининской области, теперь Тверская. На самом ее севере есть районный центр Весьегонск, там я окончил среднюю школу, оттуда в 1954 году уехал в Москву. Учился в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта. И во время моей учебы, в 1956 году, в Советском Союзе было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров о коренной реконструкции железнодорожного транспорта (я цитирую почти дословно) путем электрификации и широкого внедрения тепловозной тяги.

— Вместо паровозной?

— Да. И поэтому у нас на механическом факультете закрыли специальность «Паровозы».

Как страна могла такие вещи делать, это уму непостижимо! Что значит тепловозы? Прежде всего, в огромном количестве было организовано производство дизелей. Луганский и Коломенский заводы в кратчайшие сроки провели реконструкцию и стали выпускать вместо паровозов тепловозы. Харьковский завод ранее выпускал тепловозы ТЭ-1, ТЭ-2 и начинал производство ТЭ-3, ставшего самым массовым на сети.

В институте я изучал тепловозы, а потом перешел на электроподвижной состав, что было обусловлено необходимостью увеличения выпуска специалистов по самому современному виду подвижного состава — электрическому.

а Рижском вагоностроительном заводе я начал работать в сентябре 1960 года инженером-конструктором созданного конструкторского бюро дизель-поездов.

Дизель-поездов на сети практически не было, только немного старых, зарубежных, полученных после войны, и начиналась поставка из Венгрии. Нам был нужен свой пригородный дизель-поезд для работы на неэлектрифицированных участках, которых в ту пору было много у крупных городов. В первую очередь это Прибалтика, Белоруссия, Украина, весь наш запад. Было принято решение, что наиболее подходящее место для разработки и выпуска дизель-поездов — это Рижский вагоностроительный завод, который в ту пору единственный в стране выпускал пригородные электропоезда. Пригородный электропоезд или дизель-поезд — разница только в силовой установке, а все остальное схожее. Видимо, так рассуждали руководители, принимавшие решение об освоении дизель-поездов на РВЗ. И наряду с конструкторским отделом по электропоездам был создано конструкторское бюро по дизель-поездам. Впервые на одном заводе производился электрический и дизельный подвижной состав.

Что такое 1960 год? Это пятнадцать лет после Победы. Сравните с тем, что у нас было через пятнадцать лет после 1985 года, с начала перестройки. Какие результаты. Оцените. 1961 год — это когда Гагарин полетел в космос. Это был период, когда действительно шло развитие страны.

В конструкторском бюро я занимался самым, считаю, интересным делом — разрабатывал принципиальную электрическую схему управления всем дизель-поездом. Многопрофильная учеба в институте мне очень пригодилась. В бюро собралось много выпускников железнодорожных вузов из разных городов, все полны были энтузиазма — они участвовали в создании первого советского дизель-поезда. Но разработка — процесс продолжительный, а меня тянуло к живой технике, и, когда через два года появилась вакансия, я стал инспектором-приемщиком Министерства путей сообщения на Рижском вагоностроительном заводе. И проработал в этой должности семь лет. Прошел все стадии производства подвижного состава, знаменитых электропоездов под маркой ЭР, а потом и дизель-поездов. Мы принимали сварные рамы тележек, колесные пары. тележки в сборе, кузова вагонов отдельно, а потом уже готовые вагоны, поезд, обкатка, приемка, дефекты, отслеживание условий эксплуатации. Непрерывно шло совершенствование, новые элементы вводились. Огромная работа проводилась на заводе, все это с участием инспекторов МПС. Через нас министерство руководило технической стороной выпуска электропоездов.

— Связующее звено…

— Да, и контрольное. Если у МПС по практике эксплуатации поездов возникали какие-то замечания, предложения, они отправлялись на завод, а мы должны контролировать выполнение. Но самое главное — это каждодневная работа по приемке конкретной продукции. В общем, школу прошел хорошую.

От Москвы до Ленинграда и обратно до Москвы

— В 1969 году, когда перед РВЗ встала задача спроектировать и выпустить скоростной электропоезд ЭР200, я опять вернулся на завод. Меня пригласил главный инженер Петр Романович Семенов. Я был назначен ведущим конструктором, у меня была координирующая работа, над проектом трудился весь отдел главного конструктора, разработчики разных специальностей в том числе дизайнеры и десятки соисполнителей различного комплектующего оборудования.

— Скоростной — это сколько?

— Двести километров в час. Тогда у пригородных поездов конструктивная скорость была 130 километров в час. Самый быстрый был поезд «Аврора» между Ленинградом и Москвой — до 160 километров в час на отдельных участках Октябрьской дороги, но с локомотивом чешского производства. На остальных дорогах больше 100 километров в час никто практически не ездил.

— Из-за состояния железнодорожного полотна?

— Да, и полотна, и подвижного состава. Но в основном из-за состояния пути.

— А в чем тогда был смысл разработки скоростного электропоезда?

— Хотя формально нигде не было четко сказано, а была формулировка «для участков, подготовленных для скоростного движения», все понимали, что ЭР200 предназначен для маршрута Ленинград — Москва Октябрьской железной дороги. Эта дорога — лидер в СССР в поэтапном повышении эксплуатационной скорости пассажирских поездов. Теперь предстояло освоить новый рубеж.

В декабре 1969 года был разработан технический проект.

Всеволод Коровкин, 1974 год, начало испытаний ЭР200

В отличие от поезда «Сокол», о котором мы поговорим позже, где тележку разрабатывал один институт, кузов — сам «Рубин» (Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» — генеральный проектант поезда «Сокол». — «Эксперт»), электрооборудование — третий, а все внутреннее оборудование, диваны, полки и прочее покупали на стороне, у нас в ту пору существовала совершенно другая система. Мы все, кроме электрооборудования, проектировали сами и изготавливали сами. Нашими были и кузов, и тележка, и внутреннее оборудование: туалеты, водоснабжение, кресла, окна, двери — все разрабатывали сами.

На ЭР200 нужно было все поднять на другую ступень, начиная с кузова, который должен быть алюминиевым, а не стальным, так как сразу было понятно, что массу вагона нужно уменьшать, чтобы иметь возможность установить много оборудования, в том числе для комфорта пассажиров.

У нас был применен помимо сплава АМг6 алюминиевый сплав 1915 с большими прочностными параметрами. Сейчас это выдается за новинку… У нас была мощная сварочная лаборатория, Рижский завод был лучшим по сварке в Минтяжмаше. Завод, который никогда не занимался сваркой алюминия, освоил это. Правда, к Патону (Борис Евгеньевич Патон, советский ученый в области металлургии и технологии металлов, на тот момент — директор Института электросварки имени Е. О. Патона, УССР. — «Эксперт») обращались, я сам был в первой поездке, когда мы ездили в Киев показать конструкцию технического проекта кузова, получить рекомендации по материалам, по режиму сварки.

Колеса были цельнокатаные везде. Тогда на моторных вагонах ставили бандажные колеса. Бандажное колесо — это литой центр, на который надевается бандаж, который меняется по мере износа. Тяговая колесная пара быстрее изнашивается, и использование бандажа позволяет экономить. Но мы ставили везде цельнокатаные колеса, потому что они легче и надежнее бандажных.

Мы дисковый тормоз внедрили на ЭР200 и в дополнение — магнитно-рельсовый. На тверских скоростных вагонах уже только в 2000-е годы стали применять дисковый тормоз, а мы еще в 1960 году закладывали дисковые тормоза на всех вагонах дизель-поезда.

Впервые был применен тиристорный регулятор для плавного межступенчатого регулирования сопротивления пуско-тормозного реостата и плавного двустороннего регулирования возбуждения тяговых двигателей. Новый тяговый двигатель был сделан под большую скорость и большую мощность, но меньших габаритов. Поэтому тележка была новой конструкции, с пневматическим центральным подвешиванием, вертикальными и горизонтальными гидравлическими гасителями колебаний.

Кресла были поворотные: проводники их разворачивали в зависимости от направления движения поезда, чтобы пассажир всегда ехал лицом вперед.

Сейчас этого никто не делает. В тех же «Сапсанах» половина пассажиров едет спиной вперед.

Окна со стеклопакетами. Стеклопакеты не умели тогда в стране делать, куда мы ни обращались, не могли делать их герметичными. И мы сделали герметичные стеклопакеты сами. То есть революция была полная.

Конечно, было непросто. Так, в техзадании было требование не выбрасывать на путь из туалетов...

— Гравитационных туалетов…

— Да. Мы, конечно, взяли за основу авиационную систему. Тогда, как ведущий конструктор, я вел переписку со всеми авиастроительными и авиаремонтными предприятиями страны. В общем, там везде была одна система и применялся электронасос, который делали только в Баку. И вот этот электронасос, специфическое изделие, мы получили с огромным трудом, все заказы у завода были расписаны далеко вперед, пришлось искать и подключать каких-то знакомых. А все остальное из нержавейки — раковину, унитаз, бак для сбора нечистот завод делал сам: что-то штамповали, что-то сваривали. Сделали, но потом в процессе эксплуатации пришлось переоборудовать на обычный выброс на пути.

— Почему?

— С такими туалетами нужно иметь ассенизационную машину, которая в аэропорту подъезжает к самолету, подсоединяет шланг и откачивает из него все. Мы горловину специально спроектировали, сделали, чтобы с этим шлангом соединяться. Но МПС не купило такие машины. Да и когда поезд стоит на путях, машина к нему подъехать не может.

Еще был бар-буфет. Там кофеварка была предусмотрена. Эти вагоны строились в конце 1973 года. Где кофеварку достать? В конце концов в Венгрии купили. Но сколько было переписки… Вы не можете представить, я, как ведущий конструктор, каждый раз справки готовил, если главный инженер или директор едет в Москву: «Чего еще не хватает? Что еще не поставлено?».

Для блокировки входных дверей, чтобы случайно их не открыли при движении, нужен был электромагнит: машинист кнопку нажимает, идет сигнал, специальный штырь опускается, блокирует дверь. Так эти электромагниты делал в стране только один завод. Но невозможно получить. Не могут выделить нам электромагниты. Представляете? Поезд построен, ждем только электромагниты. Сейчас об этом говорить, просто удивительно: как это нет?!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Однажды я проснулся в два раза богаче» «Однажды я проснулся в два раза богаче»

Михаил Шардин — о своем пути от спекуляций на срочном рынке к пассивному доходу

Эксперт
Невеста пригласила на свадьбу бывшую своего жениха, и та испортила праздник Невеста пригласила на свадьбу бывшую своего жениха, и та испортила праздник

Чем может обернуться идея позвать бывших партнеров на свадьбу?

Psychologies
Дороги для русской «бешеной собаки» Дороги для русской «бешеной собаки»

Дороги для русской «бешеной собаки»

Эксперт
Почему Tinder подсовывает анкеты девушек, которые тебе не нравятся? Почему Tinder подсовывает анкеты девушек, которые тебе не нравятся?

Ученые выяснили, кто виноват в том, что тебе не нравятся анкеты девушек в Tinder

Maxim
Чем SWIFT не шутит Чем SWIFT не шутит

Отключат ли Россию от SWIFT?

Эксперт
7 суперспособностей человеческого мозга, о которых ты не подозревал 7 суперспособностей человеческого мозга, о которых ты не подозревал

Ученые открывают все новые удивительные способности человека

Maxim
Как помирить Израиль и Палестину Как помирить Израиль и Палестину

Почему арабы и евреи столько лет не могут ужиться в Палестине

Эксперт
10 книг, чтобы начать разбираться в психологии 10 книг, чтобы начать разбираться в психологии

Читать мысли эти книги вас не научат, но помогут разобраться в психике

РБК
Мировая энергетика на распутье Мировая энергетика на распутье

Мир рискует столкнуться с острым дефицитом нефти и газа

Эксперт
Как сделать скриншот на макбуке: 3 простых способа Как сделать скриншот на макбуке: 3 простых способа

Скриншот с макбука: с помощью сочетания клавиш, встроенной и сторонних утилит

CHIP
Превратим планету в парк Превратим планету в парк

Вечная мерзлота — это сверхгигантская углеродная бомба

Эксперт
Найти и обезвредить: как отыскать мошенника внутри компании Найти и обезвредить: как отыскать мошенника внутри компании

Как выявить подозрительные связи или конфликт интересов у сотрудников?

Forbes
Бизнес с хорошей пластикой Бизнес с хорошей пластикой

Юрий Гребе наладил бизнес по производству инженерных пластиков и изделий

Эксперт
Инвазивные кабаны подпортили почву и по выбросам углекислого газа обошли миллион автомобилей Инвазивные кабаны подпортили почву и по выбросам углекислого газа обошли миллион автомобилей

Их воздействие на климат сопоставимо с миллионом легковых автомобилей

N+1
Камчатская катастрофа: виновата природа? Камчатская катастрофа: виновата природа?

Массовая гибель животных на Камчатке и колоссальные экологические проблемы

Эксперт
Деятельность кабанов влияет на глобальное потепление Деятельность кабанов влияет на глобальное потепление

Мировая популяция кабанов наносит такой же вред природе, как миллион автомобилей

National Geographic
Как продать все, не имея ничего Как продать все, не имея ничего

Дропшипперы, сервисные партнеры и селлеры. Кто реально продает на маркетплейсах

Эксперт
«Проклятые экономики» «Проклятые экономики»

Отрывок из книги «Проклятые экономики» об экономических катастрофах разных эпох

N+1
Копролиты вымершего гигантского ленивца рассказали о его паразитофауне Копролиты вымершего гигантского ленивца рассказали о его паразитофауне

В состав паразитофауны ленивцев входили нематоды, ленточные черви и сосальщики

N+1
Потрясающая эволюция Дэниела Рэдклиффа! Как изменился Гарри Поттер за 20 лет Потрясающая эволюция Дэниела Рэдклиффа! Как изменился Гарри Поттер за 20 лет

Дэниел Рэдклифф и его впечатляющая трансформация за эти годы

Cosmopolitan
Красотки показали животики: пикантные пляжные фото актрис сериала «Воронины» Красотки показали животики: пикантные пляжные фото актрис сериала «Воронины»

Героини сериала «Воронины» запомнились телезрителям своей яркой внешностью

Cosmopolitan
Mitsubishi Eclipse Cross. Не изменяя принципам Mitsubishi Eclipse Cross. Не изменяя принципам

Внешний вид Mitsubishi Eclipse Cross стал ещё круче и интереснее

4x4 Club
12 фильмов о спорте, которые вдохновляют на победу 12 фильмов о спорте, которые вдохновляют на победу

Cамое время посмотреть кино о спортсменах и их пути

GQ
15 средств по уходу за кожей, которые дерматологи просят выбросить немедленно 15 средств по уходу за кожей, которые дерматологи просят выбросить немедленно

Средства, которые причиняют коже вред, хоть и рекламируются на каждом углу

Cosmopolitan
И сбоку бантик: «Французский вестник» Уэса Андерсона — самая громкая премьера Канн-2021 И сбоку бантик: «Французский вестник» Уэса Андерсона — самая громкая премьера Канн-2021

Почему кино со вкусом — это лучшее описание любого фильма Уэса Андерсона

Forbes
Как уснуть в жару: 10 хитростей Как уснуть в жару: 10 хитростей

Как выспаться жарким летом?

Psychologies
Побочное явление цифровизации: как в России крадут и продают персональные данные Побочное явление цифровизации: как в России крадут и продают персональные данные

Черный рынок персональных данных растет в России каждый год

Forbes
Немецкие археологи нашли неандертальское ударное оружие для охоты на оленей и лошадей Немецкие археологи нашли неандертальское ударное оружие для охоты на оленей и лошадей

Древнему листовидному наконечнику для копья оказалось более 65 тысяч лет

N+1
«В кино не бывает бывших заслуг»: режиссер Наташа Меркулова — о работе с Netflix и сериале «Анна К.» «В кино не бывает бывших заслуг»: режиссер Наташа Меркулова — о работе с Netflix и сериале «Анна К.»

Режиссерка Наташа Меркулова — о работе со стримингами и гендерном балансе

Forbes
Как воображение помогает и мешает бороться с отчаянием. Отрывок из книги Фрэнка Фаранда «Парадокс страха» Как воображение помогает и мешает бороться с отчаянием. Отрывок из книги Фрэнка Фаранда «Парадокс страха»

Отрывок из книги «Парадокс страха» — о самой мощной способности человека

СНОБ
Открыть в приложении