Тяжелые цветные металлы
Казахстанская компания получила от российского государства льготы под освоение одного из крупнейших в мире месторождений меди и драгоценных металлов. Правительство также возьмет на себя часть расходов на строительство инфраструктуры, а госкорпорация «Росатом» обеспечит снабжение электроэнергией.
Очередной проект по добыче сырья в России будет реализован при поддержке государства. Горнодобывающая компания «Баимская» (контролируется казахстанской Kaz Minerals) получила статус резидента ТОР «Чукотка». Она намерена построить в регионе горно-обогатительный комбинат по переработке 70 млн тонн руды в год с одноименной рудной зоны с получением 1,4 млн тонн концентратов металлов — медного, содержащего также золото и серебро, и молибденового.
Ожидается, что в пересчете на металл со второго года от запуска производства в течение пяти следующих лет ГОК будет выпускать 320 тыс. тонн меди, 540 тыс. унций золота, 5,1 млн унций серебра и шесть тысяч тонн молибдена. Годовая выручка от продажи этого объема металлов с учетом долгосрочных прогнозов их цен может составить порядка 3,15 млрд долларов. Срок отработки месторождения — до 25 лет.
Предполагаемый капитальный бюджет строительства — около 8 млрд долларов. Пуск комбината запланирован на 2027 год, выход на проектную мощность — на 2028-й.
ГДК «Баимская» как резидент ТОР получит налоговые льготы — снижение страховых взносов до 7,6% на десять лет, нулевой налог на имущество, прибыль и землю на первые пять лет, кроме того, инвестор сможет применять понижающий коэффициент к налогу на добычу полезных ископаемых в течение десяти лет. Впрочем, это не все блага, на получение которых может рассчитывать инвестор.
Они пришли на север
За право доступа к чукотскому месторождению Kaz Minerals пришлось побороться с другими претендентами, наиболее серьезным из которых был «Норильский никель». Kaz Minerals отчасти повезло: как раз в ходе «торгов» произошло обострение корпоративного конфликта между двумя крупными акционерами «Норникеля» — «Интерросом» Владимира Потанина и «Русалом» Олега Дерипаски — и «Норильскому никелю» стало не до Чукотки.
В 2018 году Kaz Minerals заключила соглашение о выкупе у структур Романа Абрамовича (совладельца Евразхолдинга, бывшего губернатора Чукотского АО) и его партнеров ГДК «Баимская» за 900 млн долларов денежными средствами и акциями.
Сделка должна пройти в два этапа. Первый — выплата 675 млн долларов за 75% долей к ГДК «Баимская». Из них 436 млн долларов деньгами, остальное — акциями Kaz Minerals (примерно 5% акционерного капитала). Второй платеж за оставшиеся 25% — только денежные средства в размере 225 млн долларов. В январе 2019 года Kaz Minerals сообщила о завершении первой части сделки.
Соглашение о предоставлении компании «Баимская» статуса резидента ТОР подписали министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков и председатель совета директоров ГДК «Баимская» Олег Новачук, который также возглавляет совет директоров компании Kaz Minerals.
По словам полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева, за время реализации этого проекта в бюджет поступит триллион рублей, будет создано около трех тысяч рабочих мест, проект «фактически преобразует экономику Чукотки, делая ее самодостаточной».
Месторождение Песчанка будет разрабатываться открытым способом, что предполагает обустройство рудника, состоящего из трех карьеров. Добытая руда будет доставляться с помощью конвейера на обогатительную фабрику. Технология переработки руды включает ее измельчение и обогащение методом флотации. На выходе — концентрат сульфида меди с содержанием меди 24% и концентрат молибдена с содержанием молибдена порядка 50%.
«Баимский ГОК станет одним из наиболее технологически оснащенных в мире, при производстве продукции будут применяться наиболее современные технологии», — говорит Олег Новачук.
Полученная продукция должна отправляться морем для дальнейшей переработки и получения товарных металлов из концентратов.
Как сообщается, для этого в районе мыса Наглёйнын планируется к 2026 году построить круглогодичный порт. По информации компании, правительство России профинансирует, в частности, дноуглубительные работы, а Kaz Minerals — портовое оборудование и жилые помещения. От порта до ГОКа необходимо будет построить всесезонную дорогу длиной около 430 км. Предполагается, что участок от комбината до Билибино (около 200 км) построит за свой счет Kaz Minerals к 2024 году, а вопрос финансирования участка от Билибино до мыса Наглёйнын пока обсуждается, поскольку этот участок будет использоваться не только для нужд горнодобывающего предприятия.
Атом против газа
Здесь же, на мысе Наглёйнын, предполагается построить и электростанцию для снабжения ГОКа, заявленная потребность в мощности по электроэнергии которого составляет 250 МВт.
Причем до сих пор нет ясности, какая именно это будет станция. Основных вариантов два. Первый: проект «НоваТЭКа» по строительству электростанции мощностью 356 МВт, работающей на сжиженном природном газе, который компания могла бы поставлять со своего завода СПГ на Ямале.
Второй: новая плавучая АЭС от «Росатома» (на Чукотке, у мыса Певек, уже работает ПАТЭС «Академик Ломоносов» электрической мощностью 70 МВт, призванная заменить Билибинскую АЭС, которая в ближайшие годы должна быть выведена из эксплуатации).
В марте прошлого года газета «Коммерсант» со ссылкой на источники сообщила, что правительство решило выбрать вариант «НоваТЭКа».
Однако в сообщении Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики по итогам совещания, которой провел на прошлой неделе в Анадыре Юрий Трутнев и где обсуждались вопросы инфраструктурного обеспечения проекта строительства Баимского ГОКа, прямо сказано, что «энергоснабжение проекта будет осуществляться с использованием электростанций на базе атомных энергоблоков», которые будут построены на средства «Росатома». В свою очередь строительство линии электропередачи будет профинансировано из федерального бюджета.
В «Росатоме» отказались отвечать на вопрос «Эксперта», означает ли это, что ситуация с энергоснабжением Баимского ГОКа разрешена в пользу госкорпорации, и рекомендовали обратиться за информацией в Минвостокразвития и к владельцам проекта. Но там не успели предоставить оперативный комментарий. Запрос в «НоваТЭК» тоже остался без ответа.
Оба проекта строительства электростанций — референтные для каждой из компаний, которые в случае удачного опыта их эксплуатации впоследствии могли бы их тиражировать.
Ранее в интервью «Коммерсанту» глава «Атомэнергомаша» Андрей Никипелов рассказывал, что под чукотский проект «Росатом» предложил модернизированный плавучий энергоблок: «Корпус судна и большая часть оборудования будут производиться по проекту “Академика Ломоносова”, но мы заменим самое главное — установим реактор РИТМ-200 и поставим более мощную турбогенераторную установку». По его словам, предполагается поставить четыре плавучих блока — три основных и одни резервный, на случай ремонта или перегрузки топлива на других блоках. РИТМ-200 устанавливаются на атомные ледоколы нового поколения проекта 22220.
Только копать
По мнению участников отрасли, строительство именно горно-обогатительного комбината без продолжения технологической цепочки по переработке концентрата в металл оправданно, учитывая сложные климатические условия Чукотки, ее транспортную отдаленность и обеспеченность ресурсами.
Собственная добыча газа на территории составляет сотни миллионов кубометров, этого явно недостаточно для организации металлургического производства с выплавкой металла. Гидрометаллургическое производство тоже вряд ли возможно из-за необходимости завозить значительное количество расходных материалов, в том числе реагентов. Так что, как и в ряде других крупных проектов по добыче цветных металлов на территории России, извлеченное сырье будет отправляться на переработку за границу.
***
Баимская рудная зона (БРЗ) расположена в Билибинском районе на западе Чукотки. Она включает в себя несколько месторождений медно-порфировых и золотосеребряных руд. Изучение БРЗ проводилось в 1960–1990-х годах. Ресурсный потенциал центральной части Баимской рудной зоны был оценен в 22,9 млн тонн меди, более 1976 тонн золота, 9124 тонны серебра, 325,3 тыс. тонн молибдена
Наиболее изученное месторождение здесь Песчанка, запасы которого в соответствии с кодексом JORC оцениваются в 9,9 млн тонн меди при среднем содержании 0,39% и 16,6 млн унций золота при среднем содержании 0,21 г/т. Это делает его одним из крупнейших в мире. Лицензией на его разработку владеет ГДК «Баимская».
***
Kaz Minerals была образована по итогам реструктуризации корпорации «Казахмыс» в 2014 году. Компания разрабатывает месторождения цветных металлов в Казахстане и Киргизии. Технологическая цепочка заканчивается на производстве концентрата металлов, получаемого при обогащении руды: меди, золота, серебра, цинка. По итогам прошлого года Kaz Minerals произвела более 305 тыс. тонн меди, 196,3 тыс. унций золота, 3,37 млн унций серебра, 49,7 тыс. тонн цинка (все в концентрате).
Доходы от реализации составили 2,35 млрд долларов, EBITDA — 1,43 млрд долларов. Рентабельность по EBITDA — 61%. Реализация проекта по разработке чукотского месторождения позволит компании более чем удвоить свой бизнес.
Kaz Minerals — публичная компания, ее акции торгуются на Лондонской и Казахстанской биржах. Однако в настоящее время идет процесс делистинга: миноритарным акционерам выставлена оферта на выкуп их акций.
В свою очередь корпорация «Казахмыс» после выделения из нее Kaz Minerals стала частной компанией. В ее активе помимо горнодобывающих — предприятия по производству катодной медли, катанки, аффинажу драгоценных металлов. В 2020 году она произвела более 258 тыс. тонн катодной меди, 5,95 тонн золота в слитках, 262,18 тонн серебра. По данным «Forbes.Казахстан» в 2019 году выручка компании составила более 690 млрд тенге (1,6 млрд долларов), прибыль — 80,32 млрд тенге (186 млн долларов).
Основной бенефициар Kaz Minerals и Казахмыс — казахстанский бизнесмен Владимир Ким. Порядка 7% в Kaz Minerals принадлежит Олегу Новачуку.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl