К чему привело увлечение промышленной сборкой иностранных автомобилей

ЭкспертАвто

Автонекомплект

Чрезмерное увлечение промышленной сборкой иностранных автомобилей привело к фактическому исчезновению российской отрасли автокомпонентов. Теперь даже отечественные автомобили не могут быть собраны без импортных деталей

Ольга Мещерягина

Одно рабочее место в автопроме создает пять-семь рабочих мест в смежных отраслях. Только все чаще это происходит за рубежом, и все реже — в России

Группа ГАЗ приступила к строительству литейного завода, где будут производиться блоки и головки блоков цилиндров для комплектации отечественных двигателей и моторов ряда зарубежных производителей. Общая стоимость проекта — 2,9 млрд рублей. Пятьсот миллионов из них в качестве кредита на пять лет готов предоставить Фонд развития промышленности. На первые три года ставка составляет один процент годовых, на оставшиеся два года — пять процентов.

Всего же в группе ГАЗ, по словам ее президента Вадима Сорокина, подготовлено десять пилотных проектов по локализации автокомпонентов, общая стоимость которых оценивается в 36 млрд рублей.

Российский автопром настолько сильно подсел на импортные комплектующие, что, как говорит Вадим Сорокин, «отказ от работы с Россией двух-трех глобальных поставщиков может одновременно привести к остановке всей автомобильной промышленности России».

В ходе ряда дискуссий о развитии автопрома, состоявшихся в последнее время, глава группы ГАЗ не раз поднимал тему принятия программы импортозамещения автокомпонентов, реализация которой требует вложений в размере около 240 млрд рублей в течение пяти лет. По мнению Вадима Сорокина, государство должно определить технологии, которые обеспечат наибольший эффект для отрасли, и приоритеты ее развития, а затем на паритетной основе с производителями профинансировать необходимые НИОКР и запуск производств.

«На кону технологическая безопасность страны», — считает Сорокин.

И как же мы дошли до жизни такой?

Хотели как лучше

Когда правительство в середине 2000-х годов запускало режим промышленной сборки, цели были благие: привлечь в страну иностранных производителей, за счет этого поднять общий уровень российского автопрома и пересадить всех на более надежные, комфортабельные и экологичные автомобили. Сам режим был для зарубежных концернов вполне щадящий: от них требовалась крупноузловая (как обычно говорят, «отверточная») сборка как минимум 25 тыс. автомобилей в год и локализация производства на уровне 30%. Взамен — льготы на ввоз автокомпонентов (нулевая или сниженная до пяти процентов таможенная пошлина) и ряд других программ поддержки от государства. Затем требования ужесточились: чтобы и дальше иметь льготный режим импорта комплектующих, автопроизводителей обязали собирать здесь от 300 тыс. автомобилей в год с общей локализацией порядка 60%.

На третьем этапе правительство предложило автоконцернам заключение специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Подход был индивидуальный: каждый производитель брал на себя собственные инвестиционные обязательства в рамках этих контрактов, в которых прописывалось, что конкретно он должен сделать для повышения уровня локализации.

Но вот проблема: разворачивая здесь производство, иностранные концерны привели сюда и своих проверенных поставщиков автокомпонентов. Уже в 2010 году объем производства «российских иномарок» превысил объем производства отечественных автомобилей.

«Результатом режима промышленной сборки стал приход на рынок глобальных платформ с низким уровнем локализации в России и вытеснением локальных платформ и, как следствие, сжатие спроса на российские автокомпоненты, разрушение производственных цепочек и уход части поставщиков. Фактически за этот период мы потеряли автокомпонентную отрасль», — считает Вадим Сорокин.

Дополнительное давление на отрасль оказал переход на более высокие стандарты безопасности и экологичности автомобилей, в то время как производство российских компонентов, подкрепляющих изменения, организовано не было.

«Соглашения о промышленной сборке были одним из стимулов для прихода в Россию иностранных производителей. Они понимали, что должны что-то локализовать, в обмен на это они могут ввозить импортные субкомпоненты (детали, необходимые для сборки более крупных узлов и компонентов. — “Эксперт”) без пошлин, — поясняет генеральный директор Ассоциации предприятий машиностроения “Кластер автомобильной промышленности” Андрей Крайнов. — Но, как показала практика, никто глубже этих требований не пошел, все ограничились именно выполнением минимально необходимого уровня локализации. Зачастую это сборка плюс несколько локальных компонентов».

Сами не заведем

Последний СПИК в конце сентября этого года был заключен с российской «дочкой» китайского концерна Great Wall, которая на построенном в Тульской области заводе собирает автомобили премиальной марки Haval. Китайские товарищи обязались вложить 42,4 млрд рублей в расширение производства в России. В частности, к концу 2022 года они обещают построить завод по производству двигателей.

Собственно, все крупные игроки, кроме Toyota, вкладываются в производство двигателей на территории России.

Другое дело, что уровень локализации и степень реализации этих производств у всех разный. Так, Hyundai, как и Great Wall, еще только строит завод, а Renault– Nissan, Volkswagen и Mazda двигатели уже выпускают.

Компания «Соллерс» на своих заводах в Приморском крае собирает и двигатели, и автомобили Mazda. И эти производства разделены не только как юридические лица, но и технологически.

В СП «Мазда Соллерс» производство двигателей 2.0 SkyActiv-G сейчас состоит из сборки, заправки техническими жидкостями и контроля качества — холодных и горячих тестов.

Комплектующие для агрегатов поставляют из Японии, а собранные двигатели отправляют обратно. В свою очередь на завод «Мазда Соллерс» поставляются машинокомплекты для сборки автомобилей, в составе которых двигатели японского производства.

Как пояснила «Эксперту» заместитель генерального директора «Соллерс» Зоя Каика, такая схема объясняется тем, что производство двигателей организовывалось не в рамках локализации, а независимо от проекта по сборке автомобилей — в Японии был дефицит мощностей и требовалась производственная площадка. И осуществлять такой «круговорот» двигателей выгоднее и удобнее, чем перестраивать сразу несколько процессов, причем даже не в одной стране. Тем более что текущие объемы выпуска в России пока делают такую перестройку экономически непривлекательной. Устанавливать локально произведенные двигатели на автомобили Mazda российской сборки станет возможно при значительном росте их производства, которое должно превысить 50 тыс. единиц в год.

Впрочем, взятие этого рубежа уже близко: по итогам 2019 года «Мазда Соллерс» выпустила почти 33 тыс. автомобилей, а на заводе по сборке двигателей с января по август этого года было собрано более десяти тысяч силовых агрегатов.

Volkswagen, производящий на своем калужском заводе четырехцилиндровые атмосферные моторы 1.6 MPI серии EA211 мощностью 90 и 110 л. с., вообще хотел бы сделать в России своеобразный экспортный хаб, нарастив выпуск агрегатов (сейчас мощность завода — 150 тыс. штук в год). Это позволило бы не только обеспечивать российский завод и поставлять моторы в Европу и Мексику, как сейчас, но и экспортировать их по всему миру. СМИ в прошлом году со ссылкой на главу Volkswagen в РФ Маркуса Озеговича сообщали, что немецкий автогигант предлагал Минпромторгу заменить в условиях СПИКа запуск производства трансмиссии на увеличение объемов выпуска двигателей и наращивание экспорта. В публичном поле реакции со стороны министерства на эту инициативу не было, а в Volkswagen Group воздержались от комментариев о судьбе этого предложения.

Вместе с тем стоит отметить, что от двигателей, которые выпускает калужский завод Volkswagen, в Европе уже практически отказались. Их ставят на автомобили, собранные в России и еще ряде стран. ЕС упорно движется в направлении «обнуления выбросов». И Азия тоже — кстати, и в Китае, и в Японии, и в Южной Корее множество наработок и программ в этой области. Но в Россию с ними никто не спешит.

«Автопроизводители открывают заводы по производству, а фактически по сборке двигателей на территории России, но очевидно, что все ключевые технологии при этом остаются за пределами страны», — считает эксперт Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Следствие на крови Следствие на крови

Каким пыткам подвергался сын Петра I

Дилетант
Успеть за 15 секунд Успеть за 15 секунд

Людям надоело притворяться – в TikTok они остаются собой

Популярная механика
Месть Чингисхана Месть Чингисхана

Вторжение монголов положило конец господству половцев в Великой степи

Дилетант
Я, робо сапиенс Я, робо сапиенс

В ближайшие сто лет тело человека изменится сильнее, чем за всю историю эволюции

GQ
Кухня в виртуальном, корпоративном и прочих измерениях Кухня в виртуальном, корпоративном и прочих измерениях

Как Первая мебельная фабрика разработала новую стратегию продаж в пандемию

Эксперт
Как конфликт в крупнейшем автоперевозчике России привел топ-менеджера банка «Траст» Михаила Хабарова в СИЗО Как конфликт в крупнейшем автоперевозчике России привел топ-менеджера банка «Траст» Михаила Хабарова в СИЗО

История конфликта в крупнейшем грузовом перевозчике России

Forbes
«Добрый» диктатор «Добрый» диктатор

Хрущёв искренне пытался улучшить жизнь народа. Но получилось... как всегда?

Дилетант
Магнитный бит перевернули за рекордное время Магнитный бит перевернули за рекордное время

В будущем магнитные носители информации будут быстрее и энергоэффективнее

N+1
Отец успокаивает своего сына, Дэвида Кирби, на смертном одре в Огайо Отец успокаивает своего сына, Дэвида Кирби, на смертном одре в Огайо

Эту фотографию сделал не профессиональный фотограф, а обычная студентка

Дилетант
Дмитрий Муляр. Жизнь на нервах и телефоне Дмитрий Муляр. Жизнь на нервах и телефоне

Дмитрий Муляр: Не раз убеждался: все в жизни происходит неслучайно

Караван историй
Из тюрьмы в бочку Из тюрьмы в бочку

Куда делись миллиарды Сергея Полонского, да и были ли они?

Forbes
Откуда взялся термин «желтая пресса» Откуда взялся термин «желтая пресса»

Почему пресса, основанная на дутых сенсациях называется желтой?

Maxim
Свадьба Чайковского Свадьба Чайковского

Странная свадьба Петра Ильича Чайковского и Антонины Ивановны Милюковой

Дилетант
«Мы прячем свои солнечные стороны» «Мы прячем свои солнечные стороны»

Стоит ли погружаться в бессознательное? Какие тайны оно скрывает?

Psychologies
Тайна завитка под буквой «Д» Тайна завитка под буквой «Д»

История раскрытия, изложенная в двух частях с предисловием

Наука и жизнь
Шпаргалка влюбленных: 50 вопросов для первого свидания Шпаргалка влюбленных: 50 вопросов для первого свидания

Эти вопросы помогут вам почувствовать себя увереннее и лучше узнать собеседника

Psychologies
Знакомьтесь, Ксения Шойгу Знакомьтесь, Ксения Шойгу

Как дочь министра обороны меняет Кронштадт

Собака.ru
Качаем эмоциональный интеллект: 8 упражнений для развития эмпатии Качаем эмоциональный интеллект: 8 упражнений для развития эмпатии

Рассказываем, как работает эмпатия и что нужно для её развития

РБК
Вечные любовницы: борьба за счастье или соперничество с женой? Вечные любовницы: борьба за счастье или соперничество с женой?

Почему некоторые женщины годами остаются любовницами?

Psychologies
9 странных вещей, в которых обвиняли евреев 9 странных вещей, в которых обвиняли евреев

Абсурдные претензии, которые предъявлялись евреям

Maxim
«Важно, сколько у вас энергии и решимости». Богатейшие self-made женщины Америки — о том, как запустить бизнес после 40 лет «Важно, сколько у вас энергии и решимости». Богатейшие self-made женщины Америки — о том, как запустить бизнес после 40 лет

Истории четырех женщин, которые вошли в новый рейтинг Forbes self-made женщин

Forbes
10 глупых вопросов о современном искусстве — отвечают эксперты 10 глупых вопросов о современном искусстве — отвечают эксперты

Зачем вообще нужно современное искусство?

GQ
Татуировки каких иероглифов делают себе сами китайцы Татуировки каких иероглифов делают себе сами китайцы

Вопреки мифам, китайцы делают татуировки как и везде

Maxim
Пернатые эгоисты: как кукушата избавляются от соперников Пернатые эгоисты: как кукушата избавляются от соперников

Птенцы кукушек выбрасывают птенцов другого вида из гнезда

National Geographic
Под Тихим океаном нашли затерянную тектоническую плиту Под Тихим океаном нашли затерянную тектоническую плиту

Возможно, это объясняет происхождение вулканов в северной части Тихого океана.

National Geographic
Смотри в оба! Смотри в оба!

Как удобно и cтильно расположить телевизор в квартире

Лиза
Что такое неопреппи и почему вам стоит больше узнать о нем Что такое неопреппи и почему вам стоит больше узнать о нем

Стиль преппи – это своего рода самая безопасная гавань мира моды

GQ
Таруса Bien Sûr Таруса Bien Sûr

Дом, сад и хозяйка — это все как будто иллюстрации из книги об идеальной России

Seasons of life
5 «пасхалок» в старых играх, о которых вы не знали 5 «пасхалок» в старых играх, о которых вы не знали

Пасхальные яйца в играх, которые мы знаем вдоль и поперек

Популярная механика
@V0Vo4ka, к доске! Все, что стоит знать об онлайн-образовании @V0Vo4ka, к доске! Все, что стоит знать об онлайн-образовании

Самоизоляция просто ускорила то, что и так было неизбежным

Maxim
Открыть в приложении