Посредники между небом и землею

Ластик, олицетворяющий возраст, предательски удаляет из памяти недавние события, а похожий на джунгли школьный кабинет биологии остается в ней, включая малейшие детали, например, цитаты, развешанные на стенах: «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней – работник», «Вся Россия – наш сад». И неожиданная – совсем не из классической литературы: «Растения – посредники между небом и землею» (К. А. Тимирязев).
На моем столе сегодня – книга в красивом переплете, в оформлении которого смешались оттенки изумруда, малахита и нефрита. Название – «Природа в сакральном: растения-символы», авторы – И. Н. Воскресенский и А. И. Воскресенская, издана Российской Академией художеств в 2023 году. Слово «сакральном» компьютер почему-то подчеркивает, – естественно, зеленым цветом. Наши собеседники: Игорь Николаевич Воскресенский – заслуженный архитектор РФ, академик Российской академии художеств и Международной академии архитектуры. С 1992 года по настоящее время он – ответственный секретарь Международной ассоциации союзов архитекторов, с 2003 года – президент Гильдии профессионалов ландшафтной индустрии. Автор более ста реализованных проектов в России, Азербайджане, Германии, Испании, Франции, Эквадоре.
Александра Игоревна Воскресенская – кандидат архитектуры, доцент кафедры «Ландшафтная архитектура и садово‑парковое строительство» МГТУ имени Н. Э. Баумана, лауреат премии правительства Москвы в области литературы и искусства в номинации «Архитектура и дизайн», дочь и соавтор И. Н. Воскресенского.
«Знание – сила»: Александра Игоревна, чем вызвано ваше обращение к этой теме? Как оно связано с вашей деятельностью архитектора?
Александра Воскресенская: В современных мегаполисах, крупных и малых городах, включая и исторические поселения, наблюдается тенденция к уплотнению застройки. Такая ситуация усугубляет нехватку озелененных пространств общего пользования. Зеленые зоны имеют, помимо рекреационных и экологических функций, также и функции градостроительные, социальные, экономические, историко-культурные и эстетические. Сегодня количественные и качественные показатели городского озеленения служат международным индикатором для определения соответствия городов принципам устойчивого развития.
В качестве удачного примера можно привести пешеходную эспланаду Ла Дефанс в Париже, возведенную еще в прошлом веке. И если раньше архитектурные произведения интегрировались в природную среду, как, например, известный дом над водопадом Фрэнка Райта, то сейчас элементы озеленения – неотъемлемая часть самой объемно-пространственной структуры сооружений.
При этом определяющий фактор формирования качественного общественного пространства в контексте городской среды – его природная основа. Выбор построения природной основы колеблется сегодня от готовых устоявшихся «озеленительных » решений до создания уникальных аутентичных биотопов, характерных для конкретного места, включая и исторические поселения. Так, парк «Зарядье» стал определенным этапом развития современного паркостроения России, подхода к системе озеленения общественных пространств. Вместе с тем, несмотря на заявленный авангардный подход к формированию парка, в основу его построения заложен главный консервативный принцип – он является частью общей системы озеленения городской среды. А применимы ли те приемы и методы для малых городов и исторических поселений? И что можно взять из этого опыта? При скромных материальных возможностях…

Архитекторам предстоит нелегкая задача: определиться, по какому пути идти. Какова цель – продемонстрировать свое творчество в рамках международных, глобальных стандартов или пытаться сохранить аутенродную основу и ее культурную характеристику. Именно сейчас, в XXI столетии, настало время вернуться к истокам, и это не просто часто употребляемый тезис, потому что роль человека в преобразовании природы на земле становится всё более определяющей, и выбор пути его корректировки невозможен без осмысления духовности и динамики этого процесса.
Особое место во многих аспектах формирования духовной жизни народов нашей страны занимает флора. В традициях, праздниках, архитектуре, геральдике растения на протяжении тысячелетий были носителями национальной культурной основы идентичности. Хорошо известно, насколько природа, элементы растительного мира связаны с развитием общества, его философией, поэзией. «Сад – это попытка создания идеального мира человека с природой. Поэтому сад представляется как в христианском мире, так и в мусульманском, раем на земле, Эдемом», – утверждает Д. С. Лихачев в книге «Поэзия садов».
Современные российские специалисты, работающие в области формирования среды обитания, растеряв исторические традиции, мечутся между созданием садов и парков в японском, пейзажном (английском) или регулярном (французском) стиле. Вот почему работы зодчих и растениеводов справедливо подвергаются критике со стороны ряда авторитетных деятелей культуры как не отвечающие задачам, стоящим перед человечеством.
Сегодня открытые общественные пространства имеют воспитательную функцию, а значит, формируют культурное отношение к ландшафту в целом, особенно там, где сочетаются природное и рукотворное начало. Наиболее яркими представителями взаимодействия природного и рукотворного в архитектуре можно назвать культовые ансамбли, соединяющие архитектурную составляющую с природной, где последняя делится на две группы: искусственную (рукотворную) и природную.