Узбекистан: вторая пятилетка реформ
Переизбранный на второй срок президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев пытается продолжить перестройку экономики путем ее диверсификации и расширения рынков сбыта за счет углубления сотрудничества с ЕАЭС и Россией. При этом внутриполитическая либерализация остается дозированной
Двадцать четвертого октября 2021 года в Узбекистане состоялись президентские выборы. Действующий президент республики Шавкат Мирзиёев набрал 80,1% голосов 80,8% избирателей, пришедших к урнам, и уверенно переизбрался на второй срок. По сути, выборы стали референдумом о поддержке курса второго президента независимого Узбекистана. Реформы Мирзиёева охватили разные стороны жизни страны, придали ей заметный динамизм, так что такой уровень поддержки во многом закономерен. Но сложность задач, стоящих сегодня перед президентом и его командой, не меньше, чем на старте преобразований.
Тридцатилетнюю историю современного Узбекистана смело можно разделить на два периода. Первые двадцать пять лет, с 1991-го по 2016-й, неразрывно связаны с фигурой первого президента республики Ислама Каримова — жесткого, прямолинейного, волевого руководителя, для которого безопасность была безусловным приоритетом внутренней и внешней политики. Безопасность во многом определяла и вектор социально-экономического развития страны. Узбекистан считался одним из самых закрытых на постсоветском пространстве государств, с жесткой политической вертикалью и всесильным силовым аппаратом, практически тотальным контролем государства над экономикой и социумом.
Со смертью Каримова в начале сентября 2016 года и приходом к власти многолетнего премьер-министра Шавката Мирзиёева Узбекистан вступил в совершенно новый период развития. С первых же публичных выступлений и практических шагов новый глава республики обозначил курс на системное реформирование и изменение прежней государственной политики — от либерализации экономики и культуры до смены внешнеполитических приоритетов. В результате запущенных реформ Узбекистан в 20162021 годах совершил стремительный рывок в развитии, за пять лет став одной из самых динамично развивающихся, инвестиционно привлекательных экономик региона, страна стала популярной среди туристов. Ташкент переживает небывалый строительный бум, сравнимый по масштабам с восстановлением после страшного землетрясения 1966 года.
Вместе с тем было бы ошибкой считать, что страна движется в сторону либеральной демократии, пусть даже с восточной спецификой. Плюрализм в политической жизни очень дозированный. Государство остается доминирующим игроком в экономике. Сохраняется высокая зависимость страны от импортных поставок сырья, материалов, машин и оборудования, современных технологий. Отрицательный баланс во внешней торговле превышает 10% ВВП. В стране двузначная инфляция на потребительском рынке. Не решена проблема создания достаточного количества рабочих мест. Еще до пандемии уровень безработицы только по официальным данным составлял 9% рабочей силы, несколько миллионов узбекистанцев вынуждены работать за границей. Запущенные Шавкатом Мирзиёевым реформы требуют дальнейшей системной работы.
График 1: Узбекистан – четвертая крупнейшая экономика на постсоветском пространстве. Но уровень жизни здесь один из самых низких среди стран бывшего СССР
Эпоха Каримова
Республика Узбекистан, бывшая Узбекская ССР, провозгласила независимость 1 сентября 1991 года. Страна по своему геостратегическому положению, военному, экономическому и демографическому потенциалу является важнейшим государством региона. Так, Узбекистан — единственная страна, имеющая границы со всеми странами Центральной Азии, а для ряда из них, например для Казахстана и Таджикистана, Киргизии и Туркменистана, является транзитной страной, получая серьезные доходы от экспорта услуг автомобильного, железнодорожного и трубопроводного транспорта (через Узбекистан проходит магистральный газопровод из Туркменистана в Китай).
Но у такой срединности есть и обратная сторона: Узбекистан — одна из немногих стран, которые дважды зажаты в центре материка. То есть, чтобы доставить груз из страны до Мирового океана, нужно пересечь границы как минимум двух государств, что заметно ограничивает возможности для узбекских производителей выходить на новые рынки.
Узбекистан — самая густонаселенная страна региона с населением на начало октября 2021 года 35 млн человек — это почти половина населения Центральной Азии. Экономика не справляется с созданием достаточного количества рабочих мест. Как результат, узбекские трудовые мигранты являются лидерами по числу работающих как в России, так и в соседнем Казахстане.
Тотальной приватизации государственной собственности в Узбекистане не произошло. Власти республики взяли курс на поступательную и очень осторожную модель разгосударствления и перехода к рынку, что во многом позволило сохранить промышленный потенциал экономики (см. «Не только уран, медь и хлопок»). На первом этапе приватизация затронула лишь малые предприятия, а также государственное жилье, которое приватизировалось на льготных условиях. Второй этап разгосударствления собственности состоялся в 19941996 годах, затронув транспортные предприятия, строительный сектор и туризм. Все «командные высоты» в экономике — флагманы горнодобычи, нефтегаза, химической отрасли, инфраструктурные компании, банки — остались под государственным контролем. Класс крупных частных собственников, независимых от государства, по крайней мере легальных, не сформировался.
Правительство также сохранило за собой жесткий контроль над валютными операциями, ограничив тем самым возможность для инвесторов конвертировать и выводить прибыль из страны. До 2017 года существовало три курса национальной валюты: официальный, установленный центральный банком; биржевой для валютных операций избранных компаний и курс черного рынка. Разрыв между официальным и рыночным курсами достигал двух раз.
Несмотря на заметные успехи в сохранении промышленного потенциала, сравнительная макростатистика показывала не очень высокие результаты в развитии экономики Узбекистана. Согласно статистике Всемирного банка, к 2016 году республика подошла с ВВП на уровне 67,22 млрд долларов (71-е место в списке из 195 стран мира). Валовой национальный доход на душу населения по паритету покупательной способности составил 6,64 тыс. долларов (147-е место).
Отсутствие рыночной шокотерапии в начале 1990-х обеспечили относительно неглубокий трансформационный спад: ВВП на душу населения в расчете по ППС сократился в Узбекистане на 27% (против 37% в Казахстане и 42% в России), с 1996 года наблюдается устойчивый рост. Тем не менее соседи тоже не стояли на месте. Если опираться на базу макроэкономических данных Всемирного банка World Development Indicators, к 2019 году среднедушевой ВВП по ППС в Узбекистане составлял 7014 международных долларов, более чем вдвое уступая показателю Туркменистана (15 538 доллара) и почти вчетверо — Казахстана (26 352 доллара).
После периода гиперинфляции на первом этапе независимости, в 19911995 годах, уровень инфляции снижался и в 2015 году составил 8,7%. В последние годы произошел всплеск инфляции, спровоцированный либерализацией валютного рынка в 2017 году, и до сих пор сохраняется двузначный уровень инфляции на потребительском рынке (11,7% в 2020 году).
Политическая жизнь на старте и первом этапе независимости была достаточно активной и конкурентной. Еще до распада СССР в Узбекистане стали появляться автономные от государства общественные движения, например «Бирлик» и «Эрк», собиравшие с конца 1980-х многотысячные митинги в крупных городах под лозунгами национального возрождения, демократизации и независимости. Президент Ислам Каримов в ходе политической борьбы с оппонентами старался использовать гибкую стратегию. Он сначала не запрещал и не преследовал оппозицию и ее лидеров, а старался перехватывать инициативу, используя их же риторику, повсеместно поддерживая наиболее востребованные обществом запросы, чтобы лишить оппонентов общественной поддержки. Правда, постепенно, через создание ограничений для возможности участия в выборах, формируя жесткие барьеры для регистрации политических партий, президент консолидировал режим.
Этой консолидации во многом способствовала борьба с исламской оппозицией, которая, особенно на начальном этапе независимости, стремительно набирала популярность среди населения. Идеи национального возрождения на основе исламских ценностей активно использовалась религиозной оппозицией, в частности движением «Адолат», представляя серьезную опасность для авторитета и власти Каримова. Для борьбы с исламской оппозицией власти республики в основном использовали жесткие методы уголовного преследования. Благодаря системной репрессивной политике очаги поддержки исламских идей либо были уничтожены, либо выдавлены за пределы Узбекистана. Бескомпромиссность борьбы с исламской партией, имевшая заметную поддержку среди населения, отчасти объясняется формированием мощного силового блока, возглавляемого Службой национальной безопасности (СНБ) Республики Узбекистан. В итоге силовые структуры республики имели колоссальное влияние практически на все сферы жизни страны, а вторым по влиятельности человеком в республике считался глава СНБ Рустам Иноятов.
Одним из наиболее драматичных событий в истории современного Узбекистана стало подавление восстания в мае 2005 года в крупном ферганском городе Андижане. Тогда в ответ на захват представителями исламской оппозиции воинской части и тюрьмы для освобождения своих сторонников власти жестоко подавили волнения. По официальным данным, в результате восстания и подавления погибло 187 человек, из них 27 — представители правоохранительных органов, хотя правозащитные организации считают, что погибло гораздо больше людей. События способствовали еще большему укреплению влияния силовиков, в первую очередь СНБ, на политическую и экономическую жизнь республики.
Андижанские события привели к смене внешнеполитических приоритетов Узбекистана. Ташкент в ответ на критику за жестокое подавление протестов и давление со стороны западных стран в короткие сроки максимально свернул сотрудничество с США и их союзниками, в частности закрыл используемую ими в рамках операции в Афганистане военную базу в Ханабаде. Параллельно Узбекистан восстановил свое членство в ОДКБ и в приоритетном порядке начал развивать отношения с Россией и Китаем.
Таким образом, к 2016 году Узбекистан подошел как «спящий тигр» — с огромным промышленным и демографическим потенциалом, который невозможно было полноценно реализовать из-за тотального контроля государства над экономикой и обществом, а также во многом изоляционной внешней политикой.
Реформы Мирзиёева
Второго сентября 2016 года, когда официально было объявлено о смерти первого узбекского президента, главой организационного комитета по проведению похорон первого президента был назначен выходец из Джизака, губернатор Самаркандской области, а с 2003 года глава правительства Республики Узбекистан Шавкат Миромонович Мирзиёев.
По негласному правилу, именно глава комиссии является консолидированным кандидатом от партии власти на пост нового главы государства. Последние несколько лет помимо премьер-министра в списке возможных преемников Каримова назывались глава СНБ Рустам Иноятов, вице-премьер и министр финансов Рустам Азимов, а также старшая дочь первого президента Гульнара Каримова. Но после многочисленных скандалов по поводу отъема активов у бизнеса, провокативного поведения, системных конфликтов с силовыми структурами, она еще при жизни отца впала в немилость и после громкого судебного разбирательства лишилась своих активов и была помещена под домашний арест.
Шавкат Мирзиёев в бытность премьер-министром находился в тени сильного и авторитарного Ислама Каримова, и трудно было понять, насколько он готов к роли главы государства. Но очень скоро оказалось, что ставка во внутриэлитном праймериз была сделана правильная. В ходе своего первого публичного выступления после смерти Каримова на совместном заседании палат парламента 8 сентября 2016 года Мирзиёев проявил себя уже как лидер государства с видением будущего развития страны. Он не только обозначил понимание необходимости кардинальных реформ в Узбекистане и обрисовал, по каким направлениям будет осуществляться изменения. Эта речь также ознаменовала и мини-революцию во внешней политике Узбекистана, задав вектор на серьезную регионализацию.
Главным стратегическим документом на первый президентский срок Шавката Мирзиёева стала «Стратегия действий по пяти направлениям дальнейшего развития Узбекистана на 2017–2023 гг.». К работе над документом, который был представлен через месяц после президентских выборов в декабре, закончившихся безоговорочной победой Мирзиёева (он набрал 88% голосов), привлекли широкий круг узбекских экспертов и ученых, чтобы сделать ее максимально отвечающий реальным потребностям страны в реформах.
В качестве измеряемых целевых ориентиров в развитии экономики страны обозначены рост реального ВВП в 2,1 раза и ВВП на душу населения в иностранной валюте в 3 раза к 2030 году, или до 4538 долларов США, против 1533 долларов в 2018 году. Для достижения заданных целей необходимо будет поддерживать среднегодовые темпы экономического роста не ниже 6,4%.
Пока Узбекистан несколько отстает от этого графика. Номинальный ВВП республики резко упал в 2017 году из-за валютной реформы и девальвации узбекского сума почти на 50%. По итогам 2020 года сказалась последствия пандемии COVID-19, которые негативно повлияли на развитие целого ряда отраслей экономики Узбекистана. Согласно официальной статистике, среднегодовые темпы роста валовой добавленной стоимости промышленности в 20162020 годах составили 5,4%.
Во многом показателем готовности идти на болезненные реформы стала либерализация валютной политики, запущенная Шавкатом Мирзиёевым в сентябре 2017 года. Существовавшая система регулирования валютной системы была главным сдерживающим фактором для развития экономики, прихода иностранных инвесторов. Подписанный президентом приказ «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики» отпускал узбекский сум в свободное плавание и отменял жесткие ограничения и регулирование центробанком республики обмена валюты. Первым и самым болезненным последствием запущенной валютной реформы стало резкое падение курса сума по отношению к основным зарубежным валютам, но это позволило устранить три разных курса узбекской валюты и свести к одному знаменателю черный и официальный курсы. Эффект от девальвации национальной валюты переложился на инфляцию, которая к концу 2018 года составила 14,3%. В следующем году инфляция достигла 15,2%, а в 2020-м снизилась до 11,7%
Важнейшим деянием Мирзиёева в экономической сфере стала налоговая реформа. Были снижены ставки основных налогов (НДС — с 20 до 15%, налог с оборота — с 5 до 4%, налог на имущество — с 5 до 2%, налоговая нагрузка на фонд оплаты труда снижена в полтора раза). Эффект от налоговой реформы превзошел все ожидания: налоговые поступления в бюджет существенно выросли за счет выхода из тени значительного числа предпринимателей. Так, по официальным данным, число юрлиц — плательщиков НДС увеличилось в 17 раз, а доходы госбюджета в 20172020 годах выросли в 2,7 раза.
В октябре 2020 года указом президента запущена процедура ускоренной приватизации государственной собственности. На этом этапе, рассчитанном до 2025 года, предполагается подготовить к продаже частным инвесторам 620 госактивов. Для запуска приватизации создан специальный Департамент по трансформации крупных предприятий с участием государства. На продажу выставлены разные предприятия и разные пакеты акций. В 2021 году приватизация принесла 105 млн долларов вместо планируемых государством 600 млн. Как отметил директор Агентства по управлению государственными активами (АУГА) Акмалхон Ортиков, большая часть полученных от приватизации средств (80 млн долларов) поступили от продажи крупных объектов, таких как гостиница «Ичан Калъа» и бывшее административное здание Службы государственной безопасности в центре Ташкента. В настоящее время готовятся к продаже 100% второго по величине нефтеперерабатывающего завода Узбекистана — Ферганского НПЗ, контрольный пакет акций (57,1%) в Coca-Cola Bottlers Uzbekistan, 48% страховой компании Kafolat и девять производителей вина и спиртных напитков. В финансовом секторе АУГА получило интерес к двум маленьким банкам — Poytaxt Bank и Узагроэкспортбанку.
Одним из наиболее острых вопросов для государства и в 2016 году, и сегодня остается переизбыток трудовых ресурсов. По официальным оценкам, в настоящее время трудовые ресурсы страны составляют порядка 56,7% всего населения. Ежегодно на рынок труда выходит порядка 200250 тыс. человек. Невозможность создать необходимое количество рабочих мест привела к тому, что Узбекистан стал ведущей в регионе страной — поставщиком трудовых мигрантов. Только в России, по официальным данным, работает около двух миллионов узбекистанцев.
Первый президент в отношении уезжающих за рубеж соотечественников был достаточно критичен, называя их бездельниками. Шавкат Мирзиёев совсем по-другому стал подходить к вопросу трудовых мигрантов. Так, одним из первых соглашений с РФ после его прихода к власти стало официальное создание представительств МВД обеих стран друг у друга для регулирования вопросов мигрантов. Позже, в 2020 году, было подписано межправительственное соглашение об упрощении въезда узбекских трудовых мигрантов в Россию. В настоящее время работает миграционный центр в Ташкенте, который помогает российским работодателям искать сотрудников в республике. По данным статистики можно увидеть, что сумма ежегодных денежных переводов физических лиц из России в Узбекистан растет. Так, в 2016 году узбекские граждане перевели на родину 2,74 млрд долларов, что составило 4,1% ВВП, а в 2020-м переводы составили уже 4,34 млрд, или 7,5% ВВП республики.
Заметные изменения прослеживаются в энергетическом секторе. Если раньше Узбекистан значительную часть добываемого в республике сырья поставлял на экспорт в ущерб внутреннему потреблению, что регулярно создавало проблемы с электроэнергией и газом, то к 2025 году правительство планирует полностью свернуть экспорт газа, переориентировав потоки на внутренний рынок и сделав акцент на глубокую переработку сырья. Хотя еще в 2019 году Узбекистан поставил на экспорт 15 млрд кубометров природного газа, крупнейшим покупателем был Китай (8 млрд кубометров).
Для покрытия роста потребностей растущей экономики помимо постепенной переориентации поставок природного газа на внутренний рынок ставка делается на два важных направления: развитие сектора ВИЭ и вхождение в элитный клуб стран, располагающих собственной ядерной энергетикой. Россия и Узбекистан ведут переговоры о строительстве в республике силами «Росатома» АЭС с двумя энергоблоками, оснащенными реакторами ВВЭР-1200 общей мощностью 2400 МВт, что к 2030 году обеспечит порядка 15% прогнозной потребности страны в электроэнергии. Примерная стоимость проекта составит 13 млрд долларов. В настоящее время ведется выбор модели финансирования. Что касается ВИЭ, то в республике реализуются ряд проектов по солнечной генерации и строительству ГЭС.
Успехи Узбекистана в реформировании отмечены за рубежом. В 2018 году страна впервые получила суверенный рейтинг от международного рейтингового агентства Standard & Poor's на уровне ВВ−/В, а в декабре 2019 года агентство подтвердило его со стабильным прогнозом. Схожие оценки получила республика и от двух других ключевых агентств — Moody's и Fitch. Для любой зарубежной компании, финансовой организации или инвестиционного фонда оценка кредитной устойчивости от этих агентств является важным индикатором безопасности инвестиций и кредитов. Правда, пока рейтинг Узбекистана заметно ниже, чем у России и Казахстана (у обоих соседей BBB−).
В авторитетном рейтинге аналитического агентства ECED «Карта инвестиционной привлекательности стран Центральной Азии и Южного Кавказа» Узбекистан в 2020 году разделил второе место в регионе с Азербайджаном. По итогам анализа различных аспектов инвестиционной привлекательности Узбекистан за последние три года продемонстрировал кардинальное улучшение позиций по целому комплексу параметров. Западные институты также признали серьезный успех в развитии Узбекистана. Так, в 2019 году влиятельный британский журнал The Economist признал Узбекистан страной года, государством, наиболее динамично осуществляющим реформы.
Выпуск промышленной продукции за пять лет увеличился на треть в постоянных ценах, обрабатывающие отрасли выросли еще сильнее — на 43%. Наибольшее увеличение достигнуто в выпуске легковых автомобилей (в 2,7 раза) и стройматериалов (45,7%).
За счет либерализации валютного рынка, унификации курса сума и снятия ряда ограничений во внешнеэкономической деятельности Ташкенту удалось резко увеличить внешнюю торговлю. Если в 2016 году внешнеторговый оборот товаров и услуг составил 24,2 млрд долларов, то по итогам рекордного 2019-го Узбекистан «наторговал» уже на 41,8 млрд. Правда, в 2020 году объем внешней торговли из-за пандемии COVID-19 несколько просел и составил 36,3 млрд долларов. Однако интенсивнее всего растет импорт, экспорт отстает, а по ряду позиций (хлопок, природный газ) снижается. В результате долгое время имевший положительное внешнеторговое сальдо Узбекистан ушел в глубокий минус. В допандемийном 2019 году отрицательное сальдо товарной торговли превысило 7,8 млрд долларов (свыше 13% ВВП), положительное сальдо в торговле услугами в размере 1 млрд долларов было слабым утешением.
Внешнеполитическая революция
За последние пять лет Узбекистан кардинальным образом перестроил свою внешнеполитическую стратегию и заметно либерализовал внутриполитическую жизнь. Как уже было отмечено, во время своего первого публичного выступления в качестве врио главы государства Шавкат Мирзиёев обозначил безусловный приоритет внешней политики Узбекистана — соседи по Центральной Азии. К моменту смерти Ислама Каримова республика имела хронически напряженные отношения с большей частью соседей. Так, с Таджикистаном существовал визовый режим, была разобрана железная дорога, связывающая страны, а граница охранялась в том числе с использованием минных полей. Разворот Узбекистана к соседям сразу же изменил атмосферу в региональном сотрудничестве, страна из разделяющей Центральную Азию превратилась в объединяющую. Неслучайно после прихода Мирзиёева к власти активизировалось сотрудничество с соседями на региональном уровне, были перезапущены переговоры об определении границы (на сегодняшний день переговоры о делимитации границы фактически закончены со всеми соседями), был отменен визовый режим с Таджикистаном и восстановлены авиа- и железнодорожное сообщение.
График 2: Либерализация внешней торговли и валютного рынка привели к формированию крупного дефицита во внешней торговле Руз
По инициативе Шавката Мирзиёева активизировалась работа по региональной интеграции в формате ежегодных консультативных встреч на уровне глав государств. Первая такая встреча состоялась в марте 2018 года в казахстанской столице. К настоящему времени проведено еще два саммита — в ноябре 2019 года в Ташкенте и в августе 2021-го в туркменском каспийском городе Аваза.
Уже в 2017 году президент Мирзиёев посетил в апреле Россию, в мае Китай, а в сентябре в рамках участия в 72-й сессии Генеральной ассамблеи ООН — США. Каждая из этих поездок стала прорывной и заложила фундамент для качественного углубления отношений с каждым из партнеров. Так, помимо переговоров на высшем уровне были организованы расширенные контакты и подписания межведомственных соглашений, коммерческих контрактов.
Россия активно содействует развитию Узбекистана на современном этапе. В образовательной сфере именно российские вузы максимально воспользовались возможностью прийти в Узбекистан и в массовом порядке стали открывать свои филиалы в республике. «Росатом» будет строить АЭС в Узбекистане. Примечательно, что в Ташкенте заработал филиал Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, чтобы готовить местные кадры для работы на будущей электростанции. Российские «ЛУКойл» и «Газпром» обеспечивают заметную часть инвестиций в добычу энергоресурсов в республике.
Совершен прорыв в области регулирования трудовой миграции. Создан специальный «зеленый коридор», который позволяет без задержек обеспечивать поставки сельскохозяйственной продукции в Россию. Возобновлено тесное сотрудничество в военной и военно-технической сфере. Так, несмотря на то что Узбекистан не является членом ОДКБ, он совместно с Россией и Таджикистаном провел серию военных учений на южной границе в августесентябре 2021 года на фоне ухудшения ситуации в Афганистане. Уже известно, что первый свой визит после выборов 24 октября Шавкат Мирзиёев совершит в Москву, почеркнув тем самым приоритетность России для своей внешней политики.
Запустил Узбекистан и осторожный процесс сближения с ЕАЭС (на страны Евразийского союза приходится свыше 36% торговли республики). В декабре 2020 года республика получила статус наблюдателя в организации.
График 3: Узбекистан испытывает дефицит во внешней торговле товарами со всеми крупнейшими торговыми партнерами, кроме Киргизии, Афганистана и Турции
Внутриполитическая стабильность требует пролонгации
За пять лет правления Шавката Мирзиёева политическая система при сохранении базовых характеристик претерпела серьезные изменения. Важным новаторским решением нового главы было создание открытой приемной на период предвыборной кампании. Во многом это стало прорывом для Узбекистана, где власть оставалась максимально закрытой для общества и его запросов. Мирзиёев сделал попытку сломать такое положение вещей и сделать власть более открытой к чаяниям народа. Всего по итогам трех месяцев работы виртуальной приемной президента было подано 304 тыс. обращений, из которых рассмотрено свыше 234 тыс., 2017 год был объявлен Годом диалога с народом и интересов человека, а помимо виртуальной приемной была создана постоянно действующая народная приемная президента. Как отметил сам президент в одном из своих выступлений, заметная часть обращений граждан связана с жалобами на работу правоохранительных органов, множество запросов на получение узбекского гражданства, а также многочисленные жалобы на работу местных органов власти.
Заметно свободнее стала работа прессы, независимых от государства блогеров и лидеров общественного мнения, которые в последнее время все чаще поднимают общественно значимые вопросы. Несмотря на серьезную либерализацию, пользователи интернета в Узбекистане время от времени жалуются на проблемы с доступом к популярным сетям. Так, в конце 2018-го — начале 2019 года наблюдались проблемы с доступом к Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и YouTube. Популярной у пользователей версией перебоев связана с попытками властей ограничить доступ к ним. Власти частично признают свою причастность к блокировкам, обосновывая свою позицию невыполнением ими требованиям закона о персональных данных.
Важным вопросом либерализации стала отмена института прописки внутри страны, которая очень сильно сдерживала внутреннюю миграцию. В 2019 году был также отменен институт выездных виз для граждан Узбекистана. Совершенно архаичная форма контроля за выездом граждан не отвечала реалиям времени и давно превратилась в кормушку для контролирующих процесс чиновников. Одновременно узбекские власти заметно облегчили, а для целого ряда стран, включая Францию, Великобританию, ФРГ, вовсе отменили въездные визы. Это позволило заметно увеличить туристический поток: с 2016 по 2019 год число туристов выросло с 2 млн до 6,7 млн.
С приходом Мирзиёева официально был запрещен принудительный труд, ранее активно используемый узбекскими властями для сбора хлопка, за что Узбекистан серьезно критиковался правозащитными организациями, а экспорт узбекского хлопка из-за этого подвергался санкциям и ограничениям.
Заметные подвижки отмечены в улучшении ситуации с правами человека. Так, поэтапно из заключения освобождались оппозиционеры, правозащитники, которые при Исламе Каримове по политическим мотивам были посажены в тюрьмы и подвергались репрессиям. Уже в октябре 2016 года был освобожден бухарский правозащитник Бобомурад Раззоков, после этого вышел на свободу проведший почти 24 года в тюрьме бывший депутат Самандар Кукунов. Среди освобожденных по случаю Дня независимости в сентябре 2020 года были бывший имам Рухиддин Фахриддинов и исследователь Акром Маликов. И это далеко не полный список. Правозащитные организации приветствовали решения узбекских властей. Самым символичным решением стало закрытие печально известной тюрьмы «Жаслык», которая ассоциировалась с политическим преследованием и пытками.
Вместе с тем международные и правозащитные организации продолжают требовать от властей более решительных шагов в вопросах защиты прав человека, борьбы с бюрократией, произволом чиновников, особенно на местах. По оценкам наблюдателей, административная система в целом адаптировалась к новым условиям открытости и те же запросы населения через виртуальные приемные тонут в бюрократических проволочках.
Несмотря на серьезную либерализацию политической среды, система управления в Узбекистане осталась прежней — суперпрезидентская система со строгой вертикалью власти. Только после 2016 года вместо Ислама Каримова центральной фигурой политической системы стал Шавкат Мирзиёев. Одной из важнейших задач нового президента было укрепить свой авторитет и стать ключевым актором на внутриполитической арене. В рамках выполнения этой задачи Шавкат Мирзиёев запустил процедуру реформирования самой влиятельной государственной структурой республики — СНБ, а также постепенно ограничил влияние двух других важнейших политических фигур Узбекистана — вице-премьера Рустама Азимова и главы СНБ Рустама Иноятова. Первый в течение нескольких месяцев потерял сначала должность министра финансов, а затем вице-премьерский пост, фактически лишившись какого-либо политического влияния в республике. Рустам Иноятов ушел с должности руководителя СНБ в феврале 2018 года, став советником президента и сенатором Республики Узбекистан.
В дальнейшем Мирзиёев, стараясь не допустить монополизации полномочий в рамках одной государственной структуры, как это было прежде с СНБ, провел серьезную реформу силового блока правительства, создав условия для распределения влияния и ответственности между разными силовыми структурами. Таким образом, уже к 2018 году сформировалась полностью ориентированная на Шавката Мирзиёева политическая система и вертикаль власти, в которой он является ведущим игроком и медиатором любых внутриэлитных споров и конфликтов.
Главный вопрос политического поля — что будет дальше, за горизонтом 2026 года, когда закончится второй разрешенный по конституции срок действующего президента Шавката Мирзиёева. Сегодня очень трудно представить себе Узбекистан без Мирзиёева с его грандиозными планами реформирования страны, особенно учитывая тот факт, что горизонт планирования заявленных изменений рассчитан как минимум на период до 2030 года. В этом контексте наблюдатели в самой стране и за ее пределами уже обсуждают возможные сценарии, которые позволили бы действующему президенту и дальше оставаться у власти. Неформально обсуждается возможность внесения изменений в основной закон для снятия ограничений по количеству президентских сроков. Уже звучат и призывы придать действующему президенту особый, более высокий статус по аналогии с тем, что есть у соседей по Центральной Азии, который позволил бы обойти ограничения на выдвижение своей кандидатуры на новый срок. Так, в августе этого года несколько депутатов парламента республики предложили дать Шавкату Мирзиёеву особый титул «миллат сардори» (вождь нации), за его заслуги перед страной. Президент пока никак не реагирует на подобные общественные инициативы.
* Старший научный сотрудник сектора Центральной Азии Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН, кандидат исторических наук.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl