Какой должна быть работа над ошибками и можно ли исправить систему образования?

МонокльОбщество

Школа без дураков

Советский технологический прорыв стоял на фундаменте имперского образования, а опыт экспериментов в российской школе послереволюционного периода часто был горьким. Какой должна быть работа над ошибками и можно ли исправить «систему»? Об этом — в интервью с директором Школы имени А. Н. Колмогорова (СУНЦ МГУ) Кириллом Семеновым

Вячеслав Степовой

Кирилл Семенов, директор Школы имени А. Н. Колмогорова (СУНЦ МГУ)

Система школьного образования в очередной раз стоит на перепутье. Ее точно будут реформировать: в текущем году планируется утвердить новую стратегию развития образования на десять, а возможно, и на пятнадцать лет. Каких трансформаций сегодня ожидают на местах? Было ли в истории российской школы «наилучшее время»? В чем измерять качество образования и почему стране жизненно необходимы хорошие математики и физики? Эти вопросы мы обсуждаем с Кириллом Семеновым, директором легендарной российской школы, кузницы будущих математиков, физиков и программистов — Специализированного учебно-научного центра (школы-интерната) имени А. Н. Колмогорова (СУНЦ МГУ).

— Исторически сложилось так, что в сфере образова­ ния главным заказчиком в России является государство. Оно ставит задачи. Есть понимание, что сегодня нужно нашей стране?

— Зачем нужна большая наука таким странам, как Россия, США, Китай? Причина проста: делать самое-самое лучшее оружие. Имеешь лучшую фундаментальную науку — делаешь лучшее оружие. Если не стоит задача соревноваться за место в первой тройке-пятерке, можно понизить себе цель. Скажем, иметь хорошую индустрию — тогда наука может быть «послабее». Когда от тебя не требуется вообще ничего, можно даже обсуждать финскую модель образования. Кто-нибудь слышал, чтобы финские школьники победили в какой-нибудь международной олимпиаде по физике или математике?

Задача зависит от того, чего хотят государство и его народ: уцелеть на перекрестке всех дорог в Евразии или отсидеться в далеких финских лесах-болотах. Поэтому у нас в стране должны быть такие школы, как СУНЦы, Физтех-лицей, Лицей МГТУ, которые будут пытаться направить своих выпускников в организации, которые делают «большие дубинки».

Есть также задача возродить профессиональное образование — систему ПТУ, колледжей, технических училищ. Хотя, нужно отметить, железнодорожный колледж чувствует и чувствовал себя в любое время прекрасно, потому что железнодорожная система была жива, жива сейчас и успешно работает. И хотя про медицину бесконечно плачутся, но конкурс в медицинские образовательные учреждения во все времена был огромный.

Если систему ПТУ не реанимируют, промышленности в конце концов придется самостоятельно готовить кадры для работы на станках.

— Последние сто лет наша система образования пере­ живала яркие взлеты и падения— от одной из лучших систем образования в мире, передовых достижений в науке и космосе, пик которых был в шестидесятые годы, до анар­хии девяностых. И вот мы снова стоим перед лицом пробле­мы обеспечения технологического и научного паритета с ведущими странами мира. Кажется, есть даже некоторые исторические аналогии с началом двадцатого века.

— Начнем с того, что советский технологический прорыв стоял на весьма надежном фундаменте. Может быть, в Российской империи была не самая лучшая в мире наука, но кадрами, что остались и не уехали, советскую власть она обеспечила. Взять того же Жуковского, без которого наша авиация была бы невозможна. Существенная часть советской научной элиты начала свое образование еще в классических царских гимназиях. К примеру, академик Андрей Николаевич Колмогоров, его друг и соратник академик Павел Сергеевич Александров начинали учиться еще в гимназиях при царе, а потом, в двадцатые годы, учились в университете у выдающегося математика академика Николая Николаевича Лузина, который сформировался как ученый в царское время.

В двадцатые годы прошлого века, практически ровно сто лет назад, у нас было время диких экспериментов. В университетах упраздняли факультеты, активно использовался бригадный метод обучения. Некоторые горячие головы предлагали даже создать «пролетарскую математику».

В тридцатые годы эксперименты закончились. Вузам вернули факультетскую систему, запретили бригадно-групповой метод обучения. В 1933 году школьную систему почти вернули к традиционному образцу, который, в свою очередь, был весьма похож на классическую немецкую гимназию. (К концу сталинского правления в школе, раздельной для мальчиков и девочек, преподавалась логика и готовилось преподавание латинского языка.)

Инженерные кадры для советской индустриализации требовались, но с 1 сентября 1940 года было введено платное обучение в восьмом–десятом классах средней школы, в техникумах, педагогических училищах, сельскохозяйственных и других специальных средних заведениях, а также в вузах (это было отменено в 1956 году). Сумма оплаты была ощутимая. Актер Евгений Семенович Матвеев писал в своих воспоминаниях, что для него, выходца из деревни, это было трагично. В то же время в военных училищах образование было бесплатным. Из этого становятся понятны приоритеты государства в тридцатые–сороковые годы.

— Несмотря на все эти пертурбации, научного потен­циала хватило на советский атомный проект и на рывок в космос в шестидесятые годы. Но вслед за этим ярким всплеском последовал откат.

— Считается, что именно при Хрущеве появилась идея, что квалифицированный рабочий — более ценный кадр, чем инженер. Тем не менее именно при Хрущеве массово появляются специализированные математические школы по всей стране, в том числе наша школа, открываются заочные школы для школьников.

В девяностые годы происходили разные вещи, последствия которых мы еще долго будем изживать. Взять хотя бы попытку приватизировать МГУ, о чем в одном из интервью рассказал Виктор Антонович Садовничий. В целом же, однако, на образование наплевали, и оно оказалось предоставлено само себе. При этом зарплаты в этой сфере были низкие, как и у всех бюджетников в то время. Но самое страшное — российская система образования оказалась совершенно беззащитна перед новыми педагогическими экспериментами.

В систему пришли люди, которые стали предлагать то, что мы уже проходили в тридцатые годы: снова внедряют «проектный метод», или «компетентностный подход», — не давать в школе знания, а учить компетенциям. Хотя невозможно научиться учиться, если не изучать какое-то конкретное знание.

В нашей истории таких примеров хватает. Но в советское время экспериментаторов иногда все же удавалось остановить. Например, в шестидесятые–семидесятые годы началась замена математических учебников на более наукообразные. Причем мода на наукообразие в школьной программе была мировая. Была такая анонимная группа французских ученых-математиков — Бурбаки, и вот они выдвинули эту программу: внести в школу (даже младшую) понятия теории множеств, изучать в школе графы. У меня даже есть переведенная с французского языка книжка для детского сада по теории графов. Академик Владимир Игоревич Арнольд, ученик Колмогорова, писал, к чему это привело. Французский школьник, отвечая на вопрос, чему равно три умножить на четыре, отвечает, что «равно тому же, что и четыре умножить на три, потому что это коммутативно, а сколько, я не посчитаю».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Электрическое сопротивление Электрическое сопротивление

Эра электрокаров закончилась, так и не успев начаться

Монокль
Антон Рогачёв: «Прежде всего мы стремились играть людей» Антон Рогачёв: «Прежде всего мы стремились играть людей»

Актер Антон Рогачёв про взаимоотношения с фэнтези и любовь к истории

Grazia
Кисломолочная зависимость Кисломолочная зависимость

Почему российские йогурты, творог и сыр делаются на импортных заквасках

Агроинвестор
Тепло Африки Тепло Африки

Панорамные виды, террасы и единение с природой — сам ландшафт стал соавтором

SALON-Interior
Кто разбурит ТРИЗы? Кто разбурит ТРИЗы?

Запрет США на работу их нефтесервиса в России не будет иметь последствий

Монокль
Учёные, стихотворцы и блохи Учёные, стихотворцы и блохи

Кто такой Князев — автор рукописи «Учёные и блохи» и как она появилось?

Наука и жизнь
Остаться в минусе Остаться в минусе

Можно ли составить теорию заговора из технологии, обещающей вечную жизнь?

Правила жизни
Больше президенток и законов о насилии: 10 важных достижений феминисток в XXI веке Больше президенток и законов о насилии: 10 важных достижений феминисток в XXI веке

Главные достижения феминисток за последние 25 лет

Forbes
«Казнь Джейн Грей» «Казнь Джейн Грей»

Художник Поль Деларош запечатлел Джейн Грей в момент казни

Дилетант
Ты и вы Ты и вы

«Ты» и «вы» — стекла калейдоскопа, разделяющие мир на свое и чужое

Seasons of life
4 типа пар, в которых женщины изменяют чаще, чем мужчины 4 типа пар, в которых женщины изменяют чаще, чем мужчины

В каких отношениях женщины изменяют чаще всего и почему?

Psychologies
Траурные церемонии Траурные церемонии

Как изменялся траурный церемониал в России?

Дилетант
Елизавета Юрьева: «Выходила на сцену с кинжалом в сердце» Елизавета Юрьева: «Выходила на сцену с кинжалом в сердце»

Я была одержима своей мечтой и скорее играла в эту историю

Караван историй
«Она была самой красивой девушкой на стадионе» «Она была самой красивой девушкой на стадионе»

Про любовь с первого взгляда Александра и Алеси Энберт

OK!
Падение Падение

Зло, которое все ищут где-то далеко, заключено в каждом отдельном человеке

Правила жизни
Старый новый Голливуд Старый новый Голливуд

Как поколение мечтателей навсегда изменило кино

СНОБ
«Весёлый шмель гудит весеннюю тревогу…» «Весёлый шмель гудит весеннюю тревогу…»

Возрождение шмелиных семей происходит весной

Наука и жизнь
Строительные нормы против потребительского терроризма Строительные нормы против потребительского терроризма

Минстрой установил новые требования к отделке квартир

Монокль
Началась охота на дропперов Началась охота на дропперов

База данных Банка России позволит полиции эффективнее отлавливать дропперов

Монокль
Чилийцы переоткрыли скрывавшуюся почти 130 лет лягушку Чилийцы переоткрыли скрывавшуюся почти 130 лет лягушку

В Чили спустя 130 лет переоткрыли полосатого шипогруда

N+1
Тело жизни Тело жизни

Деми Мур о выборе ролей, эйджизме и ошибках, которые нужно совершать

Grazia
Тропики в ванной Тропики в ванной

Мечтали когда-нибудь о ванной комнате, утопающей в зелени?

Новый очаг
«Люди должны захотеть быть здоровыми» «Люди должны захотеть быть здоровыми»

Кто должен отвечать за стремление к здоровью и как бороться с эпидемией ожирения

Ведомости
Итоги царствования Александра III Итоги царствования Александра III

Железный царь: как Александр III усилил Россию и избежал войн?

Знание – сила
«Совмещение абсолютно несоединимых вещей — это стиль режиссера Ромы Михайлова» «Совмещение абсолютно несоединимых вещей — это стиль режиссера Ромы Михайлова»

«Жар-птица» — одна из самых необычных российских кинопремьер

Weekend
Игра со временем Игра со временем

Концептуальный интерьер с духом времени в квартире с ремонтом от застройщика

Новый очаг
3D-печатные пещеристые тела восстановили эрекцию у свиней 3D-печатные пещеристые тела восстановили эрекцию у свиней

Ученые создали биомиметические модели полового члена свиньи с помощью 3D-печати

N+1
ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм ЗОЖ, эмоции, экономия и патриотизм

Какие новые ценности молодых потребителей повлияют на рынки в будущем

Монокль
Кавказские бородачи Кавказские бородачи

Одна из визитных карточек Кавказа — орлы или грифы. Но разве только они?!

Наука и жизнь
Джиган и Оксана Самойлова: «За 15 лет мы ругались два раза» Джиган и Оксана Самойлова: «За 15 лет мы ругались два раза»

Разговор с Джиганом и Оксаной Самойловой, очень легкий, открытый, искренний

ЖАРА Magazine
Открыть в приложении