Автоправо
Не шиной единой
Какие требования предъявляет к человеку и машине зимняя дорога?
Как только температура на улице начала приближаться к нулевой отметке, а с неба посыпались первые снежинки, все, не сговариваясь, дружно ударились в призывы поменять колеса на зимние, полагая, видимо, что именно это ключ к благополучию на дорогах. Не последнюю роль в культивировании этой идеи сыграли и сами производители шин, не стесняясь в рекламных слоганах убеждать потенциальных клиентов, что именно их продукция позволяет чувствовать себя на зимней дороге так же, как и на летней. Интересно, сколько людей уже погибло под воздействием мантр о «полном контроле над дорогой» и «уверенном торможении»? Между тем, специалисты утверждают, что с приходом холодного времени года в первую очередь менять надо не колеса, а свое поведение на дороге, а самое главное – отношение к ней. Не случайно самыми аварийными из года в год становятся первые холодные дни, когда большинство участников дорожного движения не готовы к новым условиям морально. Со временем понимание приходит, однако остается ряд объективных причин, по которым к зимней поездке надо относиться более ответственно.
Чем же еще, помимо худших сцепных свойств, опасна зимняя дорога? На первое место среди причин аварийности можно поставить ухудшение видимости. Световой день в холодное время года самый короткий. Это особенно заметно тем, кто ездит на машине на работу: и утренняя, и вечерняя поездка проходят в темноте. Добавим к этому вечно забрызганные дорожной химией стекла, зеркала, фары и фонари. В сумме все эти факторы дают снижение информативности и, следовательно, повышенный риск аварии, особенно наезда на пешехода. Чтобы минимизировать вероятность ДТП, позаботьтесь о чистоте стекол, фар и фонарей. Качественная «незамерзайка» в бачке и отдельном флаконе, губка для очистки светотехники и стекол, новые «дворники», а также щетка для снега – вот набор простейших вещей, без которых в дорогу лучше не отправляться. Не забываем также, что грязные внешние световые приборы могут стать причиной штрафа по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ. Сумма невелика – 500 рублей, но и ее можно сэкономить, если перед поездкой потратить минуту на очистку фар.
Регистрационным знакам, хотя они и не влияют на аварийность, зимой также приходится уделять больше внимания. Излишне грязные таблички в хорошую погоду – это повод для придирок особо бдительных инспекторов ДПС, ведь в законе предусмотрен штраф и за нечитаемые знаки (часть 1 статьи 12.2). Критерии «нечитаемости» сформулированы тут же: «государственный регистрационный знак признается… нечитаемым, если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака».
Из-за того, что проезжая часть нередко сужена из-за неубранного вовремя снега, а разметка находится под слоем жижи либо просто стерта, необходимо внимательно следить за траекторией движения автомобиля. Невзначай можно оказаться на встречной полосе, чем не преминут воспользоваться доблестные стражи дорог. Санкции здесь вовсе нешуточные: штраф 5 тысяч рублей либо лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Еще хуже, если невнимательность приведет к ДТП: оказавшись на встречной полосе, доказать свою невиновность будет очень непросто. Поэтому вспоминаем пункт 9.1 Правил дорожного движения: «стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)».
Наконец, возвращаясь к тому, с чего начали, напомним, что шины должны быть не просто зимними. Без преувеличения жизненно необходимо, чтобы они обеспечивали одинаковый коэффициент сцепления с покрытием всех колес, поэтому законодательно закреплен запрет на использование разных типов шин не только на одной оси, но и на всей машине. Это важно для тех, кто в погоне за экономией или из других соображений устанавливает на ведущей оси шины получше, а на другой – те, что остались. В заключение еще раз повторим, что ключ к безопасности кроется не в зимних шинах, а в голове участников движения.
Дорожный гардероб
При планировании зимней поездки стоит подумать и о подходящей одежде. Дело в том, что громоздкие шубы и пуховики не позволяют эффективно использовать имеющиеся в машине средства безопасности. Прежде всего это касается маленьких пассажиров. Так, если ребенок одет в пуховик, ремень безопасности не может надежно зафиксировать его в удерживающем устройстве из-за того, что между телом и ремнем находится довольно объемная «подушка» из ткани, наполнителя и воздуха. В результате в случае аварии малыш может просто выскользнуть из-под ремня. Аналогичным образом дело обстоит и со взрослыми пассажирами, хотя для них этот недостаток менее выражен. Совет в этой связи напрашивается достаточно очевидный: при поездках на машине зимой, по возможности, старайтесь не надевать толстую верхнюю одежду, а если печка работает исправно – то снимайте ее. Это не только сделает более эффективными средства пассивной безопасности, но и повысит общий комфорт поездки, что, в конечном счете, также позитивно скажется на безопасности.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl