Культура
Нотный стан
За плечами продюсера классической музыки Ирины Никитиной остросюжетная жизнь, а впереди — грандиозные планы.
Пока фотограф выставляет свет, Ирина Никитина обсуждает с мамой семнадцатилетнего пианиста‑вундеркинда Даниила Харитонова, в какой из европейских вузов ему стоит поступать. Сам Даниил, взявший год назад третью премию на Конкурсе им. П. И. Чайковского, скромно сидит у белого рояля. Там же пьет кофе другая восходящая звезда мировой музыки, греческий дирижер Димитрис Ботинис. Ему тридцать. Но для Ирины Никитиной они оба — дети и питомцы ее фонда «Музыкальный Олимп», который уже двадцать один год опекает юных лауреатов международных конкурсов, давая им возможность выступить на лучших площадках мира, от Карнеги-холла до Берлинской филармонии и концертного зала «Виктория» в Сингапуре.
Дочь знаменитого виолончелиста Анатолия Никитина, выпускница Петербургской консерватории по классу фортепиано, Ирина и сама побеждала в мировых состязаниях в 1980–1990‑е. «Я помню, каково это потом, после победы: бьешься в закрытые двери, чтобы получить возможность выступать. И я придумала собирать на нашем фестивале лауреатов, чтобы они сразу чувствовали себя востребованными».
Вторая сторона деятельности «Музыкального Олимпа» — это российские гастроли топ-звезд мировой музыки вроде главной скрипачки Германии Анне-Софи Муттер, эталонного исполнителя фортепианного Бетховена Андраша Шиффа, американской поп-звезды, виолончелиста Йо‑Йо Ма или культового немецкого дирижера Кристиана Тилемана с Венским филармоническим оркестром.
Чтобы организовывать концерты такого уровня, нужно уметь найти общий язык с любым собеседником. Никитина в этом деле виртуоз. Она всегда по-королевски доброжелательна и по-продюсерски полна энтузиазма. Ее невозможно представить в дурном настроении, заскучавшей, раздраженной. Когда мы договаривались о встрече, Ирина предложила любое удобное мне место, в результате мы пьем кофе в «Кофе Хаузе» возле моего дома.
Отечественная номенклатура, высший европейский свет — Никитина везде своя. В том числе благодаря выдающимся мужьям. Ее первым мужем был виолончелист Сергей Ролдугин, вокруг которого недавно разгорелся панамский финансовый скандал: «У нас хорошие отношения, он очень порядочный человек. Но никаких комментариев у меня нет. Ну о чем вы говорите, мы расстались тридцать лет назад!» Вторым — интендант престижного Люцернского фестиваля Михаэль Хефлигер, у них взрослая дочь, которая, как и мама, хочет заниматься музыкальным менеджментом.