Семья / Отношения
Первая любовь: что делать родителям?
Почему-то так легко говорить с детьми об оценках и порядке в комнате и так сложно – о любви. А это, между прочим, гораздо важнее! Что же происходит с детьми и что мы можем сделать?
Когда это начнется?
Первые разговоры о любви и первые влюбленности начинаются задолго до школы. Зато к первому классу накал страстей, как правило, сильно ослабевает. Не то, чтобы дети поголовно хотят учиться, просто на первый план выходит желание утвердить себя в кругу сверстников и посторонних взрослых. Мальчишки и девчонки, даже крепко дружившие в детском саду, обычно отдаляются друг от друга.
Еще не так давно ребенок легко делился с родителями самым сокровенным: «Мы с Петей решили пожениться. И у нас будут дети. Только я целоваться не хочу. А Петька говорит, что без поцелуев дети не получатся. И что делать?» А мы, скрывая улыбку, а иногда и растерянность, говорили что-то про то, каким хорошим другом может стать Петя, и рассказывали про то, что до женитьбы и детей все-таки надо подождать.
В начальной школе, в отличие от детского сада, миры мальчиков и девочек существуют, словно в параллельной реальности. Про влюбленность большинство вспоминает на праздники вроде 8 Марта, 14 и 23 февраля, когда в классе обсуждаются подарки. У тех, кто по какой-то причине не успел обсудить в детсадовском возрасте отличия мальчиков от девочек и вопрос, откуда я взялся, бывает в начальной школе всплеск интереса к сексуальной тематике. Иногда еще поводом для «любовного поветрия» (чаще годам к девяти) становится просмотренный фильм или прочитанная книга.
Он уже вырос?
А вот с подростками уже сложнее. Не взрослые, но уже сексуальные, наши подросшие дети вызывают к жизни массу родительских тревог и опасений. Кажется, еще вчера вы водили в сад за руку теплого сонного малыша, слушали обещания, что как только он вырастет, непременно на вас женится, – и вот уже переросшее вас на голову чадо сообщает, что придет поздно, потому что они с Машей куда-то идут, и, кстати, она его девушка. Понятно, что если в семье раньше особо не находилось повода поговорить про любовь, влюбленность, сексуальные отношения, то обеспокоенные родители, если и удерживают себя от немедленного сообщения про то, что конкретно подросткам еще делать рано, то уж думают про это точно.
Мы боимся, что любовь совсем отвлечет от учебы и так не особо озабоченного ей подростка, боимся раннего секса, того, что они не получат от него удовольствия и будут считать секс чем-то, что надо делать, если ты взрослый, но ужасно противно, а временами и больно; нежелательной беременности, заболеваний, передающихся половым путем, СПИДа, в конце концов!
Мы взрослые. Мы, и правда, подзабыли, какими счастливыми, смелыми, уверенными делали нас первые неуклюжие признания в любви. А вот как неуютно было, когда ты один из немногих в классе не поступил в институт, помнится лучше. И как родители ругались и плакали, и как трудно было готовиться заново. Вот и кажется, что институт (или что там у вас в планах относительно будущего ребенка) гораздо важнее, а остальное подождет. Увы, нет. Не подождет.
И что делать?
Мы не можем запретить им любить, даже если это «не вовремя». Не можем дать стопроцентно работающие советы на все случаи жизни или все проконтролировать. Потому что личные отношения с противоположным полом – это та сфера, где каждый приобретает свой опыт самостоятельно. Получается, это одна из максим воспитания: задача родителя – быть рядом, быть в доступе. Приходить, когда тебя зовут, и тактично отходить в сторону, когда ребенок чувствует потребность справляться с чем-то самостоятельно. Но что мы можем сделать, чтобы нас позвали?