Марина Зудина: «Когда Павел с нами, я счастлива, моя жизнь полнее»
Супруга и сын художественного руководителя МХТ Олега Табакова о плюсах и минусах, выпадающих на долю носителей громких фамилий.
-Павел, как вы относитесь к тому, что какое-то время точно будете в профессии Табаковым-младшим?
Павел: Нормально. Послушайте, я же не выбирал, у кого рождаться! Мне говорят, что многие дети известных людей берут псевдонимы. Зачем? Я своей фамилии не стыжусь. Или спрашивают, каково быть Пашей Табаковым? Но я же с рождения не был никем другим и очень теряюсь, когда задают подобные вопросы, правда. Ломок от сравнений с отцом не испытываю: есть куда расти, стремиться в профессии — Олег Павлович задал высокую планку, но попробовать поискать самого себя стоит. Думаю, если прикрываешься сменой фамилии, значит, изначально смирился с поражением.
При этом понимаю: славы, равной отцовской, никогда не добьюсь хотя бы потому, что время не то. И фотокарточки мои на рынке никто как пирожки не расхватает, как было с отцом и его современниками, Олегом Ефремовым например. В те годы из-за закрытости личной жизни актеров многие влюблялись в образ, который сами себе додумывали, ассоциируя артистов с их героями, ездили на творческие встречи, чтобы увидеть кумира вживую, задать ему вопрос и так далее. Сейчас благодаря информационным технологиям тайн никаких не осталось. Сильно сомневаюсь, что за мной, если останусь в профессии, через двадцать пять лет люди поедут, допустим, в Саратов, чтобы послушать, что я скажу на творческой встрече.
Конечно, отдаю себе отчет в том, что с Олегом Павловичем будут сравнивать еще долго, и спокоен на этот счет. Самый яркий аналогичный пример — Михаил Ефремов, которого уже давно не сравнивают с отцом, несмотря на творческую громадность Олега Николаевича. В общем, надо становиться отдельной творческой единицей под своей фамилией. Вот.
Марина: А что плохого в том, что дети идут по стопам родителей? Есть династии юристов, докторов, художников, разве кто-то от этого проигрывает? Передается уникальный опыт, существует преемственность и так далее. Что касается Павла, увлекся бы физикой — мы бы еще подумали. Но даже когда он пошел в колледж Олега Табакова, задачи во что бы то ни стало сделать сына артистом, поверьте, не стояло. Мне было важно, чтобы правильно формировался, а там обучение нацелено на творческое развитие, базируется на хорошей литературе, все происходит в понятной мне атмосфере. Высшее образование он в любом случае получать будет, и я предлагала как вариант даже юридическое — в жизни может пригодиться.
Понимаете, мы не подталкивали, а давали возможность пробовать. Сын несколько лет подряд ездил в Лондон учить английский. И если бы сказал, что хочет пожить в Англии, поучиться там, точно так же ответили бы: «Поможем». Но он выстраивает свою жизнь сам. В театре роли появились вне зависимости от нас с Олегом Павловичем, на кино мы уж вообще влиять никак не можем! Понимаю, что Костя Богомолов пригласил Павла в постановку «Год, когда я не родился» исходя из соображений, что любой пятнадцатилетний подросток в роли сына героя Олега Табакова будет просто менее свободен и органичен. И в общем-то все, дальше — сам.
Кстати, именно Олег Павлович, когда Павел поступил в колледж, был несколько скептически настроен. Первое время сын был не самым ярким учеником, возникали вопросы. Но в начале третьего курса снялся у Анны Меликян, потом у Андрея Прошкина, и все стало меняться. Эти люди от Олега Павловича уж совсем никак не зависят. Сейчас в киноиндустрии у Павла, кажется, контактов побольше моего, его зовут в проекты и на фотосессии, и к нам это отношения не имеет. Поэтому шучу: скоро из определения «жена Олега Табакова», которое так любят журналисты, перейду в «маму Павла Табакова». И такой поворот возможен!
— Павел, фильм «Звезда» многое изменил в жизни? Вас узнают?
Павел: Нет, это же арт-хаус, не так много людей посмотрело картину. Мне кажется, русские люди вообще не очень любят ходить в кино на русские фильмы. Когда попадет в Интернет, наверное, что-то в этом смысле в моей жизни изменится. Пока высказывались только те, кто имеет отношение к кино. Говорили хорошие слова и о фильме, и о моей работе. Так что я как в устойчивом выражении — широко известен в узких кругах. Лишь однажды услышал мнение человека в прямом смысле с улицы. Отдыхали в «Маяке» с друзьями, и вдруг ко мне обратился взрослый мужчина: «Спасибо вам за «Звезду». Было очень приятно и неожиданно, не думал, что в этом заведении меня вообще кто-нибудь сможет узнать.
— Как же обывательский интерес и пресловутый груз фамилии?
— Интерес, наверное, ощущается, когда тебя точно идентифицировали. Меня же на улице редко узнают, в метро езжу абсолютно спокойно. Груз фамилии заключается в основном в том, что внимания к тебе в несколько раз больше. И тут правила обычные: плохое запоминают, хорошее улетучивается быстро. И в моей ситуации, если не прав, критика направлена больше в адрес родителей пока еще. Я об этом помню и стараюсь не подводить.
— Учился, наверное, хорошо?
— Поначалу меня отправили в театральную школу, где не сложилось. Почему-то когда учителя поняли, что на родительские собрания приходят не Олег Павлович с Мариной Вячеславовной, а бабушка, успеваемость моя сразу упала. В третий класс я пошел в обычную школу с английским уклоном, и оценки улучшились. Пока не наступил переходный период, что со многими подростками, согласитесь, случается. По точным предметам чаще хватал тройки, и если честно, физика с химией до сих пор для меня темный лес.
— Зато учителя получили возможность вызвать Табакова-старшего на ковер на законных основаниях?
— Один раз вызывали в связи с моими нечастыми появлениями в школе в определенный период. То есть я прогуливал. Но ничего криминального. Ходили с друзьями на футбол или в кино, а чаще в компьютерные клубы, где подолгу сидели за сетевыми играми. Вообще, у меня скромные школьные грешки. Ну, записки от родителей с ребятами подделывали. Мастерски кстати. Правда, на серьезные болезни не замахивались, так — на легкие недомогания.
Мой старший брат Антон оставил более яркий след в этом смысле. У отца в рамочке висит послание учительницы: «Меня очень волнует глубокая неуспеваемость Антона по всем предметам...»
— А правда, что после школы вы переехали в общежитие?
— Точнее с пятнадцати лет, с первого курса колледжа. Это правило учебного заведения Олега Табакова для всех одинаково: поступил учиться, значит, жить будешь тут же. Мне и в голову бы не пришло, что может быть как-то иначе. Все заселились, и я тоже. На самом деле жизнь среди сверстников со схожими интересами — это определенный кайф. Тяга к самостоятельности, думаю, тогда и появилась.
— И мама не переживала совсем?
Павел: Думаю, было немного...
Марина: Просто когда Павел с нами, я счастлива, моя жизнь полнее. Для беспокойства все-таки нужен повод, а сын даже в пятнадцать лет был достаточно рассудительным. Понимала: если вдруг что-то пойдет не так — или расскажет, или примет решение. Если бы отдала его в Суворовское училище, наверное, переживала бы больше. А тут педагоги, которых знаю. Дети любимы, в чем ни секунды не сомневалась, обласканы, окружены заботой. Эту школу создал Олег Павлович Табаков, наконец!
Знаете, когда классе в восьмом впервые прочла о студии Табакова, так мечтала оказаться среди этих счастливчиков! Чтобы вместе заниматься творчеством, что-то создавать... Поэтому была рада за Павла, получившего еще подростком возможность окунуться в атмосферу, в которую очень хотела когда-то попасть сама. Плюсов видела гораздо больше, чем переживаний по поводу того, что реже придется видеть сына. Когда он хотел, оставался дома на выходные, мы виделись в театре — уже на втором курсе Павел репетировал в МХТ. Так что ощущения, что близость с сыном потеряна, не было. Это же вообще не территориальный вопрос! Некоторые в одной квартире практически не встречаются — один может еще спать, когда другой уходит, и наоборот. Я о том, что общение не равно проживанию на одной территории.
А тогда, наверное, все прошло легче еще и потому, что я родила Машу и ей года три было. Вскоре после того как сын поступил в колледж, он изменился, стал коммуникабельнее, терпимее. До этого Павел имел опыт жизни в семье, где все согласуют друг с другом, стараются сделать так, чтобы всем было удобно. Когда же попал в общежитие, выяснилось, что с твоим удобством вовсе не всегда намерены считаться. Поначалу он многого не понимал. Как можно не здороваться например.