Ученые идентифицировали парфянскую крепость и раскопали в ней казармы и святилище
Исследовав руины горной крепости Рабана-Меркули в Иракском Курдистане, археологи пришли к выводу, что в парфянскую эпоху здесь находился важный укрепленный пункт, который контролировал местность на стыке горного и равнинного районов, а также культовый центр. Ученые предположили, что Рабана-Меркули — это остатки древнего города Натуния. Город, местоположение которого до сих пор оставалось неизвестным, находился на территории древнего царства Адиабена, входившего в состав Парфянского государства с конца II века до нашей эры до начала III века нашей эры. Об исследовании сообщает статья в журнале Antiquity.
Государство Адиабена со столицей в городе Арбелы (Арбела; современный Эрбиль) существовало в Северной Месопотамии в конце I тысячелетия до нашей эры — начале I тысячелетия нашей эры. Самым ранним известным из источников царем Адиабены был Абдиссар, правивший в первой половине II века до нашей эры; сохранились монеты с его изображением. Затем Адиабена была завоевана парфянским царем Митридатом I, а со времен правления Митридата II (124–91 годы до нашей эры) постоянно входила в состав Парфянского царства.
Адиабене принадлежали предгорья и горы северо-центральной части Загроса, и здесь ученым известны остатки немногочисленных укрепленных поселений, существовавших в парфянскую эпоху, таких как Амадия, раскопанный в 2017 году Калатга-Дарбанд или Калех-и Яздигирд, расположенный уже в Западном Иране. Все эти пункты контролировали пути, пересекающие горы Загроса и важные как с торговой, так и с военной точки зрения.
Еще две крепости парфянского времени — Рабана и Меркули — были построены настолько близко друг к другу, что их рассматривают как единую систему укреплений. Двойное городище Рабана-Меркули стоит на склонах горы Пирамагрун на территории современного Иракского Курдистана, в 40 километрах к северо-западу от города Сулеймания. Рядом расположена долина реки Чармага, впадающей в Нижний Заб (древний Капрос). В 2009 году, в ходе первых раскопок городища, были найдены парфянские постройки, а также различные предметы, по которым ученые определили, что крепость продолжала существовать и позже, в сасанидское и исламское время.