Каким был путь в искусстве Карла Брюллова и как его показывают в музеях

ForbesКультура

«Был честен с собой и со своим ремеслом»: каким был путь в искусстве Карла Брюллова

Анастасия Семенович

Фото Ивана Новикова-Двинского

До января 2026 года в Третьяковке на Крымском валу идет выставка в честь 225-летия Карла Брюллова, важнейшего русского художника XIX века. Юбилей сперва праздновали в Санкт-Петербурге: на выставке в Русском музее к «Помпее» нужно было подниматься по высокому лазурному помосту. В Москве картины «великого Карла», наоборот, опущены, и их герои находятся на уровне глаз зрителей. Рассказываем, каким был путь в искусстве автора «Последнего дня Помпеи» и как его показывают в современных музеях.

Художника Брюллова определяют то как «великого русского», то как «настоящего европейца». Русский музей, где выставка стала рекордной по посещаемости за всю его 130-летнюю историю, предпочел первый вариант. Авторы проекта в Москве не столь категоричны и делают акцент на роли трех городов — Рима, Москвы и Петербурга — в искусстве мастера. Тем более, что Брюллов с его знаниями языков, образованием, обаянием и восприимчивостью, мог найти уют и комфорт всюду. Выставка так и называется «Карл Брюллов. Рим, Москва, Петербург».

Биография Брюллова вообще располагает к противоречивым трактовкам: у него были непростые отношения с Николаем I, но бунтарем-радикалом он не был. Его обожали в России, а он стремился на юг Европы. Его искусство не вполне вписывается ни в контекст европейского романтизма, ни в русский национальный характер, захвативший умы отечественных критиков чуть позже. Академистом его тоже не назвать.

В залах выставки на Крымском валу. Карл Брюллов, «Автопортрет». Фото Ивана Новикова-Двинского

Выражаясь современным языком, Брюллов — мастер имперского глянца, на чем настаивала выставка в Русском музее. Третьяковка определяет его как мастера-жизнелюба глобального масштаба: художника, который чутко видит окружающих людей и мир вокруг, их манеры, культуру, природу окружающей местности и находит универсальный способ это своеобразие и красоту передать.

Брюллов любил писать «красиво». Но его портреты (например, в московском периоде, где он изображал по собственному выбору тех, кто ему был симпатичен) при всей торжественности и нарядности психологически достоверны. Сам художник так определял задачу портретиста: «Удержать лучшее лица и облагородить его». Ученик Брюллова, художник Аполлон Мокрицкий отмечал: «У Брюллова аксессуар, как бы ни был натурален, никогда не пересилит главного. В его портретах прекрасные меха, атлас, бархат и самые металлические вещи при всей своей прелести и блеске всегда уступают первенство голове и рукам, можно сказать, настолько, насколько они ниже человеческого лица в самой натуре». Впрочем, и к моделям на портретах, и к самим портретам Брюллов относился вольно: писал кого хотел, и при всей симпатии к своей «модели» работу мог не закончить — как, например, произошло с портретом Пушкина.

Аполлон в поисках покровителей

Карл Брюллов родился 12 декабря 1799 года. По семейной легенде его предки, гугеноты по фамилии Bruleau (Брюлло), бежали из Франции после того, как Людовик XIV в 1685 году отменил Нантский эдикт о веротерпимости. Семья осела в Люнебурге и фамилию стали писать на немецкий манер Brüllo. В 1773 году Георга Брюлло пригласили в Петербург работать на Императорском фарфоровом заводе. Павел Брюлло, отец Карла, был внуком Георга и российским подданным, резчиком, скульптором, академиком. Брюллов вспоминал отца как трудоголика.

Глядя на автопортреты и дагеротип с изображением энергичного человека с крупными чертами, горящими глазами, а еще читая воспоминания современников об «огненном» характере художника, сложно поверить, что в детстве и юности он был настолько болезненным, что в период обучения в Академии много времени проводил в лазарете. Но при этом любил вкусно поесть: ученик Брюллова Михаил Железнов писал, как Карл по ночам перед экзаменом правил рисунки своим товарищам, и в качестве платы нужно было принести ему в постель ситник с икрой или медом.

Современники писали о художнике как об «энергическом» человеке и в духе эпохи сравнивали с Зевсом Олимпийским, а то и с Аполлоном Бельведерским. Брюлло был невысоким, с округлой фигурой, светлыми кудрями и искрящимися глазами, он с удовольствием танцевал и был хорошим актером в академическом театре, писал декорации, которыми восхищались много позже.

Карл Брюллов. «Портрет великой княжны Александры Николаевны». Фото Ивана Новикова-Двинского

Тяга Брюллова к театру и талант к лицедейству — ключ к его художественным композициям. Есть свидетельства, что «Последний день Помпеи» он написал после посещения раскопок и премьеры оперы Джованни Пачини в Неаполе. Театр — часть ДНК брюлловского искусства и личности. В Академии он устраивал домашние спектакли, играл главные роли, одинаково уверенно чувствуя себя в и трагическом, и комическом амплуа.

Сегодня театральная эффектность, многоуровневость композиций в картинах Брюллова требует от зрителя работы воображения и продолжительного внимания. На выставке в Русском музее «Последний день Помпеи» расположили так, что зрители чувствовали себя на одной «сцене» с жителями гибнущего города, и дети тут же начинали разыгрывать сценки, как бы продолжая происходящее на полотне. В Москве «Помпея» расположена очень низко, вырастая будто из пола, так что у зрителей создается эффект визуального погружения, иллюзия участия, — такова власть брюлловского театра.

Глядя сегодня на итальянские произведения Брюллова, сложно поверить, что когда-то он мог только представить себе тепло и обаяние Средиземноморья, и вырвался за границу не без боя. По мнению Людмилы Маркиной, куратора выставки в Третьяковской галерее, заведующей отделом живописи XVIII — первой половины XIX века, в Италию Брюллова подталкивало и честолюбие, там он «хотел вступить в творческое соревнование с мировыми гениями, мятежная душа романтика толкала его на странствия и поиски духовной родины».

Экспозиция в залах Третьяковки на Крымском валу. Фото Ивана Новикова-Двинского

В Академии он был звездой и по окончании курса «вынес из конференц-зала целую пригоршню медалей», как писал Железнов. Когда встал вопрос о заграничной поездке, президент учебного заведения Алексей Оленин предложил всем, получившим большие и малые золотые медали, остаться в Академии еще на три года. И Брюллов с товарищами был готов согласиться при условии, что они будут заниматься под надзором ректора, а не инспектора. Однако Оленин поручил их инспектору, медалисты отказались, и Оленин не пустил Брюллова за границу.

Но тут дал о себе знать характер художника: так или иначе он всегда добивался того, чего по-настоящему хотел. За границу он поехал, став пенсионером не Академии, а Общества поощрения художников, которое незадолго до этого основала группа меценатов. Стать пенсионером Общества Брюллову предложил один из сооснователей Петр Кикин. Карл настоял, чтобы с ним отправился брат Александр, и по случаю отъезда фамилию Брюлло высочайшим повелением русифицировали: Карл и Александр стали Брюлловыми.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Эффект кислого винограда»: как неудачи и страх провала мешают нам исполнять мечты «Эффект кислого винограда»: как неудачи и страх провала мешают нам исполнять мечты

Почему мы бессознательно обесцениваем то, что раньше вдохновляло?

Forbes
5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали 5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали

Что пили российские императоры и кто придумал пиво со вкусом борща?

Maxim
«Музей языков: Конрад Гесснер и книги-полиглоты XVI века» «Музей языков: Конрад Гесснер и книги-полиглоты XVI века»

Как иезуиты помогли изучению неевропейских языков

N+1
Австралиец нашел прижизненные фотографии вымершего почти сто лет назад бандикута Австралиец нашел прижизненные фотографии вымершего почти сто лет назад бандикута

Куратор музея обнаружил в архивах черно-белые фотографии бандикута

N+1
Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине

О чем не стоит рассказывать даже маме?

VOICE
Первый среди неравных: дизайнер Ясухиро Михара Первый среди неравных: дизайнер Ясухиро Михара

Ясухиро Михара: как японский дизайн кроссовок покорил мир

Правила жизни
Истина Шредингера: почему физики не могут договориться об устройстве мира Истина Шредингера: почему физики не могут договориться об устройстве мира

Почему взгляды ученых на природу реальности драматически расходятся?

Forbes
Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах

Почему бы не заняться разбором гардероба прямо сейчас?

Правила жизни
Меняться и менять Меняться и менять

Каким должен быть лидер в наше нестабильное время

Men Today
Крепкий иммунитет к переменам: почему мы сопротивляемся новому и как это изменить Крепкий иммунитет к переменам: почему мы сопротивляемся новому и как это изменить

Как работает психологический механизм под названием «иммунитет к переменам»

Forbes
Мальчик и дерево Мальчик и дерево

Как важно держаться корней в прямом и переносном смысле

Men Today
Алексей Смертин: Трактор на поле, философ в пустыне Алексей Смертин: Трактор на поле, философ в пустыне

Алексей Смертин пробежал ультрамарафон по Сахаре

Men Today
Лекарство от уныния: как философия помогает бороться с тревогой и внутренней пустотой Лекарство от уныния: как философия помогает бороться с тревогой и внутренней пустотой

Почему в мире бесконечных возможностей мы все чаще чувствуем тревогу, пустоту?

Forbes
«Хотеть пять звезд, спа и три ресторана — это не стратегия». Президент Cosmos Hotel Group — об ошибках начинающих отельеров «Хотеть пять звезд, спа и три ресторана — это не стратегия». Президент Cosmos Hotel Group — об ошибках начинающих отельеров

Каких ошибок следует избегать отельеру и почему за малыми городами будущее?

Inc.
Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича

Палеогенетики проанализировали геном жестоко убитого венгерского феодала

N+1
Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии» Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии»

Отрывок из истории объединения фотохудожников второй половины 1980-х годов

Правила жизни
Токсик, и? Токсик, и?

Илья Соболев об отношениях с адреналином

Men Today
Быстрые и буйные Быстрые и буйные

Как фристайл-мотокросс появился в России?

Men Today
С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива» С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива»

О силе традиций, народной музыке, женской дружбе и не только – в нашем интервью

Лиза
Мост – это мир со своими законами Мост – это мир со своими законами

Наш сегодняшний разговор – не о фантастике, а о фантастических мостах

Знание – сила
Молодой Цезарь Молодой Цезарь

Карьера Цезаря могла бы оборваться, едва начавшись, равно как и его жизнь...

Знание – сила
Полет Fram2 Полет Fram2

Командиром этого полета был Ван Чунь – миллионер, оплативший полет участников

Наука и техника
«Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой «Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой

Несколько важных причин подавать сигналы рукой, когда едешь на велосипеде

ТехИнсайдер
Дрофа – степной реликт Дрофа – степной реликт

Все ли знают о самой крупной птице России? Это дрофа

Знание – сила
Лидер в эпоху перемен Лидер в эпоху перемен

Как стать лидером, за которым пойдут остальные

Men Today
Хоббиномика: походы как способ перезагрузиться, вспомнить детство и победить страхи Хоббиномика: походы как способ перезагрузиться, вспомнить детство и победить страхи

Поход: сколько стоит ночевка в лесу и как избежать бытового дискомфорта в пути?

Forbes
Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол

Саша Золотовицкий — о том, в чем разница между абсурдом и безумием в театре

Ведомости
«Дом А. Ф. Лосева» «Дом А. Ф. Лосева»

О том, как создавалась уникальная структура Дома Лосева

Знание – сила
Можно ли плавать в Apple Watch: разбираемся в нюансах умных часов компании Можно ли плавать в Apple Watch: разбираемся в нюансах умных часов компании

Можно ли плавать в Apple Watch? Давайте разбираться. Нюансов здесь хватает

ТехИнсайдер
У истоков времени: старейшие часовые заводы мира, которые существуют до сих пор У истоков времени: старейшие часовые заводы мира, которые существуют до сих пор

Самые известные и самые опытные часовые заводы мира

ТехИнсайдер
Открыть в приложении