«Она символизировала мудрость»: что писатели и художники думали о Гертруде Стайн
В ее дом стремились Пикассо, Сезанн, Хемингуэй. Одним взглядом она решала судьбы художников и писателей начала ХХ века. Мощная, статная, она поддерживала, подкармливала, оценивала, критиковала и направляла. 27 июля — 76 лет со дня смерти Гертруды Стайн. «Правила жизни» собрали высказывания о «матери потерянного поколения», о ее методе работы и влиянии на мир искусства во всех его проявлениях.
Гертруда Стайн родилась в 1874 году в Пенсильвании в обеспеченной еврейской семье. Детство провела в Вене и Париже, отроческие годы — в Калифорнии. В Кембридже изучала психологию. Училась медицине, но не закончила. В 1902 году приехала с братом Лео в Париж и осталась навсегда.
Этот город подарил ей свободу быть собой, а она подарила ему свою историю и квартиру, которую превратила в музей современного искусства. Она собирала и пропагандировала работы Пикассо, Брака, Шагала, Модильяни, поддерживала художников «парижской школы».
«Мы жили на улице Флерюс, в обыкновенном столетнем квартале, очень многие из нас жили вблизи него и бульвара Распай, который еще не был тогда проложен, а когда его проложили, все крысы и мыши поселились под нашим домом, и нам пришлось вызывать парижскую санитарную службу, чтобы они приехали и избавили нас от грызунов», — писала Гертруда Стайн.
По мере распространения слухов о коллекциях Стайнов их заваливали просьбами о посещении. Художники, писатели, музыканты и коллекционеры собрались, чтобы обсудить последние художественные достижения. Посетители из Соединенных Штатов, Европы и России распространяли новости о том, что они видели. Этим жестом Стайны сделали больше для поддержки авангардной живописи, чем любые другие коллекционеры или учреждения в течение первого десятилетия ХХ века.
Фернанда Оливье — французская художница и натурщица, известная прежде всего тем, что была моделью художника Пабло Пикассо, а также письменными свидетельствами об отношениях с ним. В книге «Пикассо в окружении друзей» она вспоминает о знакомстве Пикассо с Гертрудой и Лео Стайнами.
«Она была толстой, невысокой и массивной, с широкой красивой головой, благородными, подчеркнутыми правильными чертами лица и умными глазами, которые отражали ее проницательность и остроумие. Ее ум был ясным и организованным, а голос и внешность — мужскими. Пикассо познакомился с ними обоими у Саго (Кловис Сагот — один из первых арт-дилеров Пабло Пикассо после Пере Маньяка, Амбруаза Воллара и Берты Вейль.), и, привлеченный внешностью женщины, он предложил написать ее портрет еще до того, как узнал ее по-настоящему. Оба они были одеты в коричневую вельветовую одежду и сандалии а-ля Рэймонд Дункан (Американский танцовщик, художник, поэт и философ, брат танцовщицы Айседоры Дункан и актёра Огюстена Дункана.), который был их другом. Слишком умны, чтобы беспокоиться о том, считают ли их смешными, слишком уверены в себе, чтобы заботиться о том, что о них думают люди, на самом деле они были богаты, а он хотел быть художником.
Они понимали современную живопись — ее ценность как искусства и то влияние, которое она может оказать. Они были не только страстными поклонниками художников-авангардистов и их работ; их чувства по отношению к ним были разумными, и у них было настоящее чутье к предмету. Они сразу же были в курсе происходящего и в первый же приезд купили картин на 800 франков. Это было за пределами наших самых смелых мечтаний. Они пригласили Пикассо на ужин, а его друзей — на свои субботние вечерние посиделки. Пикассо стал одним из их постоянных гостей на обедах вместе с Матиссом, с которым он там познакомился.
Стайны жили на улице Флерюс, в домике со студией в задней части огромного дома. Их коллекция картин уже была превосходной. У них были работы Гогена и Сезанна: среди прочего, этот прекрасный портрет жены художника, одетой в голубое платье и сидящей в кресле гранатового цвета; и множество акварелей Сезанна; женщины, купающиеся на фоне загородного пейзажа. Там был маленький Мане, не очень важный, но удивительно чувственный; Эль Греко; работа Ренуара La Baigneuse de dos, которая так удивительно светла; несколько прекрасных работ Матисса; Валлоттон, такой же точный и холодный, как обычно, и картины Мангена и Пюи. Их было еще несколько десятков, и теперь к ним присоединились некоторые работы Пикассо. Довольно разношерстная компания обычно появлялась на их субботних вечерах. Будучи мелкими меценатами тех необыкновенных дней, Стайны многое сделали для того, чтобы современные художники стали популярными».