В XX веке кузова авто строили под заказ, в соответствии с фантазиями клиента

MaximАвто

Автомобиль как роскошь: кузова прекрасной эпохи

Готовое платье, серийные автомобили… Мы живем в убогом мире, господа! То ли дело начало XX века, когда кузова строили под заказ, в соответствии с фантазиями клиента

Савва Сафонов

2356x1625_0xac120003_963733641658503029.jpeg

Brooke Swan, 1910

Традиция строить кузова по индивидуальному заказу давала разные плоды — от прекрасных до комичных. Как и сегодня, сто лет назад финансовая состоятельность вовсе не гарантировала наличие вкуса. Но зато почти всегда обеспечивала присутствие амбиций. В некоторых случаях доходило до откровенного кича. Яркий тому пример — Brooke Swan, созданный в 1909–1910 годах шотландцем Робертом Николлом Мюттьюсоном, проживавшем в Калькутте.

На шасси фирмы Brooke с 30-сильным двигателем поставили деревянный, богато украшенный кузов в форме лебедя. В глаза птицы были вставлены красные лампочки, а из клюва, соединенного с системой охлаждения двигателя, она могла извергать пар. Последнее свойство владелец использовал вместо клаксона, чтобы освободить себе дорогу на людных улицах. А еще этот лебедь выпускал из-под хвоста белую эмульсию — то есть, натурально, гадил на проезжую часть шутки ради.

1825x1369_0xac120003_18795274791658503058.jpeg

Шофера от пассажиров отделяла перегородка, а для передачи ему указаний служил бортовой телеграф. Владелец мог передавать команды «Домой», «Направо», «Налево», «Быстрее», «Медленнее». Для развлечения пассажиров существовал своеобразный орган: с помощью восьми клавиш можно было извлекать звуки разной тональности, причем в качестве движущей силы инструмента служили выхлопные газы.

К сожалению для владельца, после первой же поездки полиция Калькутты наложила запрет на эксплуатацию лебедя. Он пугал не только пешеходов, но слонов, так что последствия могли быть катастрофическими. Однако Мюттьюсон не стал расстраиваться и немедленно продал Brooke Swan махарадже Набху. В благородной семье автомобиль прожил до 1990 года, после чего попал на аукцион и был выкуплен голландским Louwman Museum, где и пребывает ныне.

Packard Super Eight 1938-го от Baker

Этот автомобиль принадлежал Гарри Хэтчу — владельцу винокурни, разбогатевшему во времена сухого закона в США. И да, он во многом напоминает Rolls-Royce. Просто его кузов Sedanca deVille был создан в английской мастерской Baker, строившей автомобили для британской знати.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении