Отпрыски многочисленных женщин самого дорогого художника не дружат — и деньги делят самым причудливым образом.

TatlerСтиль жизни

Дети Пикассо

Отпрыски многочисленных женщин самого дорогого художника не дружат — и деньги делят самым причудливым образом.

Текст: Милтон Эстероу

«У меня был папа, который рисовал», — скромно сказала однажды Майя Видмайер-Пикассо, имея в виду картины, наброски и акварели, унаследованные после смерти отца в 1973 году. С папой все понятно. Мамой была Мария-Тереза Вальтер. Пикассо встретил ее прекрасным парижским вечером 1927 года, когда девушке было семнадцать, а ему почтенные сорок пять. За девять лет до этого Пикассо женился на дягилевской балерине Ольге Хохловой, у них родился сын Пауло, но потом она ему надоела. Стали ссориться, но не разводились — художник не хотел делить имущество.

Франсуаза Жило с сыном Клодом и рисунком Пабло Пикассо, 1949.

Мать Майи, когда ей говорили, что нехорошо уводить чужого мужа, объясняла, что Пикассо начал первым. Как простой пикапер, подошел у метро и сказал: «У вас интересное лицо. Я хотел бы написать ваш портрет». «Мама понятия не имела, кто такой Пикассо, так что он повел ее в книжный магазин и показал книгу про себя». Родители Майи завершили роман, когда ей было около восьми, но у нее с папой сохранились прекрасные отношения, и они много времени проводили вместе.

Пабло Пикассо в своей мастерской в Антибе, 1946.

Ее трое детей ждут своей очереди на наследство. Там есть чего ждать: Майя Видмайер-Пикассо является одним из пяти живых наследников художника, и все они мультимиллионеры. Кроме нее есть Клод Пикассо и его сестра Палома — они дети Пабло и Франсуазы Жило, единственной любовницы, которая сама бросила гения. И внуки — Марина и Бернар Пикассо, чей отец Пауло в 1975‑м умер от цирроза печени. С каждым днем эти люди, контролирующие самое дорогое в истории искусства наследство, становятся богаче — Пикассо растет в цене. В прошлом году картина «Алжирские женщины, версия O» (Майя видела, как отец ее писал) установила рекорд аукционной продажи — $179,4 миллиона.

Замок Вовенарг, принадлежавший Пабло Пикассо. Здесь находится могила художника.

У отца все скандалы были так или иначе связаны с женщинами. Его немолодые наследники ввязываются в истории, которые далеки от секса, но тоже поражают воображение. В январе Майя стала звездой комичной судебной саги, где в списке действующих лиц и исполнителей значатся арт-дилеры планетарного масштаба — Ларри Гагосян, Гай Беннетт и скоропостижно скончавшаяся арт-консалтинговая фирма Connery Pissarro Seydoux. В центре композиции — гипсовый бюст матери Майи, Марии-Терезы Вальтер, 1931 года, хедлайнер недавней выставки в MoMA. Проблема в том, что эта скульптура — «Бюст женщины» — была продана представителями Майи дважды, двум разным людям. В ноябре 2014‑го — катарскому шейху Джасиму бин Абдулазизу аль-Тани за $42 миллиона, а через несколько месяцев — Гагосяну за $105,8 миллиона. Суды в Нью-Йорке, Швейцарии и Франции сейчас активно пытаются распутать «бюстгейт» и решить, кому отдать шедевр.

Пабло Пикассо с женой Жаклин Рок, 1961.

Пикассо жил долго и был человеком неленивым — умер в девяносто один год, оставив детям более сорока пяти тысяч работ. «Чтобы все это разместить, нам нужен Эмпайр-стейт-билдинг», — сказал Клод Пикассо, закончив инвентаризацию. 1885 картин, 1228 скульптур, 7089 рисунков, 30 000 графических работ, 150 альбомов с набросками и 3222 предмета из керамики. И огромное количество иллюстрированных книг, офортов, гобеленов. Два шато и три просто хороших дома. По оценкам одного человека, хорошо знакомого с этим наследством, имелись также $4,5 миллиона наличными, $1,3 миллиона золотом, акции и облигации. В 1980 году одна только недвижимость художника была оценена в $250 миллионов, но эксперты считают, что сейчас счет идет на миллиарды.

Завещания не было. Дети делили имущество в течение шести лет, и дело шло не мирно. Судебные издержки составили около $30 миллионов, зато широкая общественность получила удовольствие. Остроумная писательница Дебора Трастмен заметила, что этот суд «напоминает кубистскую конструкцию: жены, любовницы, законнорожденные и внебрачные дети (младший ребенок родился спустя двадцать восемь лет после старшего), внуки — все нанизаны на одну ось, как несимметричные части тела на общий позвоночник».

Пабло Пикассо с сыном Клодом рисует голубя на пляже в Валлорисе, 1950.

Не каждое великое произведение искусства можно сегодня продать за адекватные деньги, но у Пикассо особый статус. Драка между наследниками закончилась, у работ есть законные владельцы — а на растущем рынке нет проблемы с покупателями: там с приходом коллекционеров из Китая, России, Ближнего Востока и Индонезии стало даже тесно. Большинство предпочитает позднего Пабло, начиная с 1950‑х. Русским нравятся «голубой» и «розовый» периоды. «Если бы Пикассо был жив, — сказал мне женевский дилер Марк Блондо, бывший глава французского отделения Sotheby’s, — он сейчас входил бы в десятку самых богатых людей мира». В 1996 году внук Клод, которого французский суд назначил распорядителем всего унаследованного имущества, создал «Администрацию Пикассо» — ее штаб-квартира в Париже защищает общие интересы наследников, контролирует права на репродукции и выставки, выписывает лицензии на сувениры, от тарелок и перьевых ручек до галстуков и автомобилей. Еще у нее есть право юридически преследовать подделки, воровство и незаконное использование доброго имени недоброго дедушки — все родственники, за исключением Майи, художника люто ненавидят.

Франсуаза Жило с детьми Паломой и Клодом, 1950.

Живой Пикассо был самым фотогеничным плейбоем из всех художников XX века. В 2016‑м он пребывает в статусе самого самого дорогого, самого выставляемого, самого подделываемого, самого похищаемого. В общем, горячая точка на арт-рынке. «Каждый хочет себе кусочек Пикассо», — сказал мне греющийся у этого костра дилер Эрик Мурло, чьи отец и дед напечатали сотни литографий Пабло.

Это большое хозяйство — только в прошлом году прошло тридцать четыре выставки, вполне себе коммерческие, не просто из любви к искусству. В Париже, Барселоне, Антибе и Малаге, где художник родился, есть его музеи. Компании в Париже и Лионе — с филиалами по всему миру — купили лицензии на продажу ковров с изображением произведений Пикассо, пепельниц, сумок, подушек и прочей ерунды. Название машины Citroën Picasso тоже стоит денег: французский автоконцерн заплатил «Администрации Пикассо» двадцать, если не ошибаюсь, миллионов долларов, зато с 1999 года продал уже три с половиной миллиона этих семиместных друзей среднего класса. И исправно каждый год платит «Администрации» роялти — это стандартная лицензионная схема, в которую включен также контроль за креативом рекламных кампаний. В 2012 году Montblanc купила лицензию на производство перьевых ручек с выгравированными на них эскизами к картине «Портрет девушки» 1936 года. Была серия из тридцати девяти штук — каждая из золота, украшена бриллиантом и по цене около $54 500. В другой серии девяносто одна ручка — каждая стоила $33 500, но на eBay я недавно видел такую за $80 000. Говорю же, рынок растет.

«Сон», Пабло Пикассо, 1932.

Еще одним важным источником дохода для «Администрации Пикассо» является droit de suite — «право следования», то есть авторские отчисления при продаже на аукционе или в галерее произведений автора, который все еще жив или умер менее семидесяти лет назад. Свои доходы контора не афиширует, но, по некоторым оценкам, выходит что‑то около восьми миллионов в год.

А еще существует черный рынок — сотни брендов, все называются «Пикассо» и продают рыболовные крючки, пиццу, кофейные кружки, футболки, надувных кукол и дома на колесах, чтобы было где с этими куклами спать. Американский производитель одежды больших размеров Lane Bryant бодро продавал без лицензии бюстгальтер «Пикассо» в комплекте с трусами-боксерами. «Мы их преследуем», — мрачно сказал мне Теодор Федер, президент Общества по защите прав художников, которое представляет «Администрацию Пикассо» в Соединенных Штатах. Наследники, когда не ссорятся, — это мощная сила: несколько лет назад они стерли с лица земли одну испанскую компанию, которая украшала свои коробки с кофе, чаем, мороженым, макаронами, рисом и зубной пастой именем великого соотечественника. В Тайване пираты крепче — там до сих пор в изобилии продаются контрафактные шарфы Picasso, часы Picasso, носки Picasso…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как понять, что в нас видят только сексуальный объект Как понять, что в нас видят только сексуальный объект

Где грань между здоровым влечением и объективацией

Psychologies
Дошли до Парижа! Дошли до Парижа!

Перед каждым чемпионатом Европы мы дуем в трубы и бьем в барабаны

Maxim
Желтое на красном Желтое на красном

«Джалло» – в переводе с итальянского значит «желтый»: в книжках с желтой обложкой издательство Mondadori издавало криминальные и мистические романы с 1929 года. «Желтая» литература в середине 1960-х породила одно из самых ярких направлений в итальянском кино – джалло.

The Rake
Властелин бездны Властелин бездны

Модель Royal Oak off Shore Diver Chronograph от Audemars Piguet стала одной из самых ярких (во всех смыслах этого слова) новинок этого года.

The Rake
Парк Юркого периода Парк Юркого периода

Те, кто не нажимал на педаль газа Porsche Macan, могут сказать, что это еще один Cayenne, только маленький. Они заблуждаются. Глубоко.

GQ
Ну вы и загнули Ну вы и загнули

Телевизоры меняют привычную форму. Модный, технологичный, «умный» и с высоким разрешением телевизор — это не просто плоский и тонкий, но и изогнутый девайс. Мы решили выяснить, зачем это нужно и как с этим жить.

GQ
Кают-компания Кают-компания

Французские дизайнеры Эмиль Юмбер и Кристоф Пуайе в компании с клиенткой-художницей построили на Итальянской Ривьере крошечный домик, похожий на яхту.

AD
Фото и модель Фото и модель

Дочь форбса Владимира Груздева Мария показывает другую Россию через объектив.

Tatler
Вместе или раздельно? Вместе или раздельно?

Под пальмами Лос-Анджелеса самая сексуальная в мире девушка Эмили Ратаковски прижала к своей знаменитой груди Диму Билана.

Tatler
Грузи и вези Грузи и вези

Первая тбилисская модница Нино Элиава выдала «Татлеру» проверенные пароли и явки в городе и по всей стране.

Tatler
Покорение вершин Покорение вершин

С приходом Жерома Ламбера Montblanc стала еще выше .

The Rake
В поисках сокровищ В поисках сокровищ

Психологи утверждают: модель часов, которую вы носите, — это отражение вашей личности. Эксперты добавляют: это своего рода вклад в будущее.

The Rake
Выпить на восходе Выпить на восходе

Иван Глушков отправился в турне по токийским барам. Он уверен, что московским бартендерам есть чему поучиться у японских коллег.

GQ
Высший цвет Высший цвет

Эту квартиру, отделанную с безудержным шиком в 1990‑х, заново оформила Светлана Арефьева. Новый декор преобразил жилище, ставшее куда более приветливым и породистым.

AD
Кубок Анри Делоне Кубок Анри Делоне

Чемпионат Европы по футболу появился в общемто случайно – благодаря энтузиазму и терпению одного человека. Но вот случайного в его нынешней популярности нет ни грамма. Об этом и история.

Quattroruote
Красное и черное Красное и черное

По случаю 110-летнего юбилея компании Montblanc и запуска новой коллекции весной в Нью-Йорк слетелись представители мировой прессы и многочисленные селебрити под предводительством друга марки Хью Джекмана.

The Rake
Явочные квартиры Явочные квартиры

На Миланской неделе дизайна, проходившей в апреле параллельно с Мебельным салоном, свои работы показывают как бренды с многомилионными оборотами, так и независимые галереи, специализирующиеся на штучных, авторских вещах. Их-то мы и обошли.

The Rake
Вилла не на воде Вилла не на воде

Флорентийская вилла французского дизайнера моды Ивана Миплера стоит далеко от любой воды. Но он все же зовет ее “павильоном у бассейна”.

AD
Прокрастинатор. Судный день Прокрастинатор. Судный день

Как справиться с прокрастинацией... или хотя бы начать ею наслаждаться

Maxim
Поставить на джокера Поставить на джокера

Этот год по праву можно назвать именем Маурицио Каттелана – после пяти лет молчания он снова шокирует публику, бьет аукционные рекорды и мучает живого осла.

The Rake
Молодые ветра Молодые ветра

Тяжелый люкс обратил внимание на поколение миллениалов и их несерьезные проблемы с кожей.

Tatler
Три богатыря Три богатыря

К кабриолету AMG инвестбанкир Альберт Сагирян летел вертолетом Mercedes и плыл катером той же марки.

Tatler
Оргазм – забота общая! Оргазм – забота общая!

Как, куда и зачем: мужское пособие по женскому оргазму

Maxim
Репортаж с бородой на шее Репортаж с бородой на шее

Что делать, если борода не растет - смириться? Ну уж нет!

Maxim
Цепная реакция Цепная реакция

На браслете, ремешке или цепочке – способов ношения часов по-прежнему не так уж много.

The Rake
Сияло и рвалось Сияло и рвалось

Вместо того чтобы просто наслаждаться жизнью, в России ищут ее смысл. Ну и дураки, считает Андрей Савельев.

GQ
Сады Эдема Сады Эдема

У супругов Дёминых все общее, кроме кутюрного бренда Edem, — его Алена кроит сама, по лично опробованному бизнес-плану счастливой семейной жизни.

Tatler
Некроманты из Простоквашино Некроманты из Простоквашино

Персонажи русских народных сказок могут быть страшнее Фредди Крюгера

Maxim
Первая партия Первая партия

Наконец‑то в классе компактных кроссоверов появился настоящий соперник «Макана». И шансы на победу у Jaguar F‑Pace очень велики.

GQ
Палата чудес Палата чудес

Одна из самых старых швейцарских марок – Girard - Perregaux – празднует в этом году свой 225-летний юбилей

The Rake
Открыть в приложении