Политтехнолог, коуч Алексей Ситников учит читателей «Татлера» думать стройно, эффективно и разнообразно.

TatlerСтиль жизни

Между нами

Правило № 14

Хаос притягивает неприятности

Политтехнолог, коуч Алексей Ситников учит читателей «Татлера» думать стройно, эффективно и разнообразно.

Алексей Петрович Ситников

Профессор, доктор психологических и экономических наук, МВА, основатель Института коммуникационного менеджмента в НИУ ВШЭ. Был ключевым политконсультантом в штабах Ельцина, Лебедя, Нетаньяху, Жвании, Шеварднадзе и в экономических командах Грефа, Бойко, Аксененко, Анисимова. Соавтор клуба «Петрович». Слухи связывают с ним появление в России НЛП и игры «Мафия», косу Юлии Тимошенко и оранжевые ленточки. В общем, нам с ним страшно — страшно интересно. www.sitnikov.com

Часто говорят: порядок на столе — порядок в голове. Так, да не так. Если человек привык внутри своей головы все раскладывать по местам, то и хранилище канцтоваров ему захочется организовать по той же схеме. А схемы бывают разные. Порядок — это не обязательно чистый стол, это просто наличие работающей системы. Тому, кто привык ранжировать от большого к маленькому и обязательно параллельно краю стола, трудно искать, когда книги расставлены по важности или году издания. Будет долго копаться, в итоге опоздает с работой. Суета, помноженная на стресс в связи с необходимостью сделать дело в срок, создает панику — а все оттого, что порядок на столе хоть и был, но не такой, как у него в голове. Каждый строит внутри себя некие модели — и внешние объекты стремится расставить по той же системе. Исходит из того, что удобнее его мозгу, что у него лучше получается. В модной одно время модели НЛП выделяли три модальности, то есть три способа кодирования или декодирования информации: визуальный, аудиальный и кинестетический.

Если у человека хорошая зрительная память, то весь свой мир — и внутренний, и внешний — он постарается обозначить картинками, схемами, графиками. По ним ему удобнее искать нужный объект. Спросите у него, что сказала перед отъездом мама. Он сначала перемотает перед собой события, как фильм, найдет нужное, нажмет Play — и только тогда услышит соответствующие видеоряду звуки. Его каталог всего на свете состоит из изображений, к которым он потом добавляет (мы этот момент называем синестезией) другие модальности — звуки и ощущения. Тот, у кого лучше развита слуховая память, прокручивает в голове фонограмму и на звуки накладывает видео. Кинестетику же в любом событии важны в первую очередь собственные ощущения. Когда надо что‑то вспомнить, он примется восстанавливать в памяти, как ему в этот момент было холодно, жарко или чудовищно стыдно.

Стандартная схема работы с информацией тоже делится на три этапа. Сначала поиск — его человек, как правило, ведет через самую развитую, часто им используемую систему кодирования: по картинкам, звукам или ощущениям. Потом репрезентация, когда он демонстрирует своему сознанию найденный файл и переводит его в ту модальность, в которой был сделан запрос. Вы же не спрашивали, как выглядела мама, — вы хотели знать, что она сказала. Значит, на этом этапе визуальную модальность надо перевести в звуковую. Третий этап — это оценка. Ее можно провести через образ (хорошо мама в тот момент выглядела или так себе), через звук (громко она кричала или говорила шепотом) или через свои ощущения (справедливы были ее слова или не очень).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении