Клуб
Эпикуреец
Сияло и рвалось
Вместо того чтобы просто наслаждаться жизнью, в России ищут ее смысл. Ну и дураки, считает Андрей Савельев.
О чем басня «Ворона и лисица»? Лесть затуманивает разум. В чем мораль «Капитанской дочки»? Вспоминаем. А «Горя от ума»? Помним! Тогда в чем идея песни Игоря Талькова «Чистые пруды»? В том, что у каждого есть родное сердцу место и туда тянет. Так. А вот в чем смысл песни Get Lucky? Ни в чем. Просто классная песня. И этого достаточно.
Мы поспорили с Семеном о значении смысла во всем для русского человека. Смысла беспощадного и обязательного, который нас приучили нащупывать. В детском садике — в «Репке». В школе — в «Отцах и детях», «Герое нашего времени», замятинских «Мы». Писать сочинения, расколупывать Свидригайлова, анализировать «Котлован», по полной ощутить пустоту жизни Вощева вместе с самим Вощевым, лихорадить вместе с Раскольниковым. Подробно разбирать характеры героев «Бесов». В нас упорно вкладывали: смысл в литературном произведении должен быть. Без него никак. И вообще смысл нужно искать во всем! Без семантического дна — никуда!
Наша команда делает передачу «Вечерний Ургант» уже четыре года, и мы внимательно следим за американскими телевизионными шоу, в том числе за шоу Джимми Фэллона и Джимми Киммела. И у нас, и у них есть рубрики и игры с гостями, которые обязательно начинаются с графической заставки. У американцев чаще всего заставки решаются просто: на экране выплывает красиво написанное название рубрики и в джингле пропевается это же название. Изящные секунды графики. Функциональные и чистые. У нас дело обстоит иначе. Каждая заставка рубрики — это маленькая жизнь, которую мы изобретаем с отделом дизайна и группой «Фрукты». Назовем это креативом. Вот пример — есть небольшая игра с Денисом Мацуевым: на самых знаменитых сочинениях Моцарта и Бетховена Денис должен доказать, что эти великие композиторы так или иначе в своем творчестве использовали мелодию песни «Плот» Юрия Лозы. Под эту игру нам нужно придумать название этой рубрики — раз. Определиться с визуальной драматургией заставки (драматургией, Карл!) — это два. Придумать музыку для заставки — три. Для зрителя это пять секунд бескомпромиссной семантики. Мы обсуждаем, спорим, отсеиваем, резюмируем. В итоге называем игру «Классическая лозанья». Заставка выглядит так: на красном фоне всплывают портреты Моцарта, Бетховена и Лозы в профиль (отсыл к знаменитому триптиху Маркс–Энгельс–Ленин). Фоном играет припев песни «Плот», исполненный на клавесине. Зрители хохочут. Вот вам единство формы и содержания.