Искусство требует
Окна лондонской квартиры галеристки Марианы Губер-Гоговой и ее мужа, инвестбанкира Владимира Губера смотрят на Альберт-холл. Виды стать центром арт-жизни Найтсбриджа у нее столь же серьезные.
«Я всегда стараюсь объяснять клиентам: когда мы переезжаем, меняем квартиры, дома, страны, мы не можем увезти с собой лепнину на потолке, позолоту. Мы можем взять с собой только искусство. Им и надо украшать дом». Слушать основательницу московской галереи Artwin Мариану Губер-Гогову, человека безупречно светского, — одно удовольствие. Однако вместо тысячи слов стоило бы, наверное, раз привести клиентов к себе домой, в квартиру в Найтсбридже. Там особенно хорошо видно, как работает ее простая идея.
Эта квартира могла бы стать торжеством большого стиля русских в Лондоне, жанра всепобеждающего, витального, каждым завитком рокайля на комоде, лепестком розеток на потолке, шелковой кисточкой на ламбрекенах доказывающего, насколько может удаться жизнь. В восьмидесятые она таким образом удавалась у арабов, в девяностые — у индийцев, в нулевые — у нас. Если выпало родиться в брежневской империи и пригодиться в империи путинской, лучше жить в столице, у Гайд-парка. И вот уже к тебе в окно заглядывает купол Альберт-холла, вместо «Города-сада» у тебя «Хэрродс», до Музея Виктории и Альберта даже мальтипу доходит не запыхавшись. Из чертогов разума извлекаются воспоминания о детских прогулках с мамой по Петродворцу, перед глазами встает люстра Большого театра, руки сами тянутся позвонить Кириллу Истомину.
Однако не у всех. Для начала, сказано ведь, бытие определяет сознание. Вот Мариане Губер-Гоговой и ее мужу, инвестбанкиру Владимиру Губеру, достался дом старинный, но неподходящий для золоченых розеток, даже если бы их очень хотелось. Альберт-Холл-Меншнс с тем самым видом на купол Альберт-холла строили в семидесятых годах XIX века с оглядкой не на Лондон, а на Париж. Богатый средний класс Викторианской эпохи решили делить не по вертикали, как было принято веками, а по горизонтали: вместо привычных квартир-таунхаусов в несколько уровней с отдельными входами с улицы устроили апартаменты на каждом этаже, для нескольких семей. Поставили лифт, отапливать квартиры и вывозить мусор начала, как сейчас бы сказали, управляющая компания, а не отдельно взятые горничные. В Альберт-Холл-Меншнс потолки в пять с половиной метров, просторные комнаты (у Губеров три спальни, гостиная, кабинет), большие окна — масштабы для исторической лондонской недвижимости по сей день практически гулливерские. Одним словом, дом не музей, а галерея.
Мариана ее и сделала, следуя вере, которую исповедует и проповедует со времен открытия десять лет назад своей Artwin Gallery, — поддержке женщин-художниц.
В гостиной висит яркая, большеформатная живопись немки Рафаэлы Симон и «очень женственная» работа Елены Поповой, живущей в Ноттингеме («в ее творчестве чувствуется наследие русского авангарда»). На камине там же — устрицы на мраморном постаменте, скульптура «Последняя колония» Анны Титовой. В прихожей — хулиганская графика нью-йоркской художницы Эбечо Муслимовой.
Местами женское искусство оттеняют мужчины, но только «очень сильные имена». Любимец татлеровских ценителей прекрасного искусства Евгений Антуфьев представлен в холле бронзовой вазой и цветочной вышивкой на стене в комнате младшей дочери Марианы и Владимира, годовалой Амины. «С Женей живется очень комфортно, — рассказывает хозяйка дома. — У его работ такая энергетика! Неких, я бы сказала, оберегов». В комнате старшей дочери Эстер, которой три с половиной, центральное место отведено лосанджелесцу Кристиану Розе. «Его картина идеально вписывается в детскую комнату: она очень солнечная, яркая, абстрактная», — говорит Владимир. «Мы с Эстер любим рассматривать ее и фантазировать, что там изображено», — улыбается Мариана. Деревянная арка Владимира Чернышева висит в гостиной. «Вова — художник из Нижнего Новгорода, наш самородок. Мы его открыли шесть лет назад и совместно развиваем его карьеру, его работы есть в нескольких лондонских прекрасных собраниях, причем не российских. Я всегда говорю, что коллекция должна отображать настроение, культуру, бэкграунд человека, собирающего искусство. Если посмотреть на нашу, думаю, понятно, что мы динамичная молодая пара, которая любит все новое».