Академию Русского балета им. Вагановой 11 лет назад возглавил Николай Цискаридзе

Собака.ruРепортаж

Академия Русского балета имени Вагановой

Слева направо: Татьяна Александровна Удаленкова, Людмила Валентиновна Ковалева, Наталия Станиславовна Янанис, Николай Максимович Цискаридзе, Марина Александровна Васильева, Людмила Ивановна Комолова. На Татьяне Александровне: тренч Lime, на Людмиле Валентиновне: тренч Lime, на Наталии Станиславовне: тренч Ushatava, на Николае Максимовиче: рубашка Lime, пальто Ushatava, брошь Miuz Diamonds, на Марине Александровне: тренч Only Me, на Людмиле Ивановне: тренч Only Me

Академию Русского балета имени А. Я. Вагановой одиннадцать лет назад возглавил Николай Максимович Цискаридзе и, несмотря на типичные петербургские протесты против понаехавших, навел в этой градообразующей институции образцовый порядок. Ректор-суперзвезда отреставрировал здание и общежитие, привлекает к постановкам молодых хореографов вроде Максима Севагина (воспитанник академии!), устраивает выпускные спектакли на сценах Мариинского театра, Государственного Кремлевского дворца и зала «Зарядье» и вместе с уникальным штатом преподавателей растит новое поколение этуалей.

Интервью у Николая Максимовича взяла его ученица, прима-балерина Михайловского театра, заслуженная артистка России Анжелина Воронцова.

Мне выпала неожиданная и приятная задача взять у вас интервью. Хотя мы знакомы уже много лет, но видимся не так часто, и у меня есть вопросы! Мы с вами практически одновременно закончили службу в Большом театре и в 2013 году переехали в Петербург. Я полюбила этот город всем сердцем. А вы?

Я не переезжал и не собираюсь. Когда меня официально объявили ректором, на пресс-конференции какая-то корреспондентка язвительно спросила: «Ну что, Николай, теперь вы петербуржец?» Ее бестактный тон меня несколько задел, и я ответил, что я — тбилисец и всегда им останусь. Хореограф Джордж Баланчин, уже основав в Америке New York City Ballet, говорил так: «По крови я грузин, по культуре — русский, а по национальности — петербуржец». Мне повезло знать тех, кто является петербуржцами в нескольких поколениях, поэтому я никогда себя так не назову. Это такие характеры! Закаленные в том числе суровым климатом. Они качественно отличаются от тех, кто мнит себя питерцем и бьет кулаком в грудь. Галина Сергеевна Уланова и Марина Тимофеевна Семенова (прима-балерины и педагоги, которые в 1920-х учились у самой Агриппины Яковлевны Вагановой. — Прим, ред.) с гордостью произносили: «Мы — ленинградки». Понимаешь, Анжелина, какой оттенок? В Петербург я влюбился давным-давно, еще до того, как начал танцевать. Я постепенно так его изучил, что могу водить экскурсии и рассказывать то, что не все местные знают. Только это не делает меня петербуржцем. Впервые я оказался здесь в мои семь с половиной лет. Мама привела меня на улицу Зодчего Росси и показала здание Ленинградского хореографического училища.

Тогда вы еще не предполагали, что будете артистом балета?

Даже мыслей таких не было. Я хорошо помню тот июльский день. Мы были в поездке с обширной театрально-музейной программой. Помимо этого у мамы были свои дела. Я только после ее смерти обнаружил, что у нее с Петербургом была связана личная история, она задолго до моего рождения хорошо знала и сам город, и многих людей отсюда. Она запланировала время на покупки в Гостином дворе (тогда этот универмаг был практически еще одной достопримечательностью, где продавались дефицитные товары), а мне купила билет на сеанс в кинотеатр «Аврора» — в прокате шел фильм Милоша Формана «Амадей». После мы договорились встретиться в сквере, что в народе зовется Катькин сад. Фильм шел три часа, я нарыдался, вышел из кино, купил мороженое и ждал маму. Когда она пришла, то тоже купила себе мороженое и рассказала мне про памятник Екатерине II и все фигуры, окружающие его пьедестал. Он произвел огромнейшее впечатление: думаю, это один из лучших монументов царствующим особам в мире. Потом мы обогнули здание Александринского театра и пришли на улицу Росси. Мама сказала: «Ты же любишь балет, вот здесь ему учат». А я заметил, какой странной особенной походкой шли некоторые девочки.

Выворотно, да?

Да, это были воспитанницы училища. Еще я запомнил, что в Петербурге везде ходили толпы. В Исаакиевский собор, который тогда был антирелигиозным музеем с маятником Фуко, стояла гигантская очередь, круга в три по периметру. Мама, которая всегда сразу шла напролом, подошла в ее начало, дала какой-то женщине трешку — и мы оказались внутри.

Меня в первый визит в Петербург больше всего поразил как раз Исаакиевский собор. А когда вы приехали сюда уже во взрослом возрасте, что-то стало для вас удивительным открытием?

Неухоженность. Петербург моего детства — город бесподобной красоты. Он запомнился мне разноцветным, очень праздничным по сравнению с Москвой, где я часто бывал. Еще меня поразил ужасный холод. Когда яв13 лет приехал на просмотр в Вагановское в марте, вся улица Росси была завалена сугробами, а на здании висели гигантские сосульки.

Я часто задаюсь вопросом: как Петербург, с его сложными погодными условиями, стал балетной столицей? Идти на классику утром зимой — это же испытание.

У меня есть версия, что это из-за того, что улицы Петербурга выстроены сообразно архитектурным ансамблям площадей — это рифмуется со строением балета.

Каждый раз, когда прихожу в академию, я вижу чистоту, порядок и воспитанных детей, которые делают книксены. Но ректор — это управленец. Может, вам хочется больше заниматься художественным направлением или репетиторством?

Ты знаешь, я с самого детства был ответственным и хозяйственным.

Когда я с вами работала в театре, вы были самым хозяйственным артистом: всегда просили, чтобы вкрутили лампочки, помыли зеркала. Мы как-то танцевали «Щелкунчика», в антракте у вас едва было 20 минут, чтобы вздохнуть, но вы замечали, что кулисы висят неровно, и просили их поправить.

Мне это несложно, я организованный человек, потому что рос в бесподобной чистоте. И мне это нравится. Ты помнишь, чтобы у меня было неаккуратно? Или костюмы пахли не духами? Нет, конечно! Но все-таки вы могли бы делегировать хозяйственные вопросы. У меня все делегировано, простоя проверяю.

Нет, вы сами всем занимаетесь.

Если я не буду этим заниматься, никто это не сделает!

Вот видите!

Трагедия академии, руководство которой я принимал 11 лет назад, была даже не в том, что все было запущено, а в том, что была изувечена система: ректор до меня вообще не понимал, что такое балет и как он должен преподаваться. Это нанесло колоссальный вред всему российскому балетному образованию. Восемь лет я потратил только на то, чтобы настроить процессы с точки зрения целесообразности и соответствия профессии. Это сложная энергоемкая работа. Мне было на что ориентироваться. Московское хореографическое училище в годы моей учебы было самой образцово-показательной школой мира. Я же поступал и в Вагановское, и в Москву — разница была ощутимой. Здесь уже со входа было грязно, обветшало. Но все были вежливые и доброжелательные, этой теплотой и душевностью как-то компенсировалась запущенность. В Москве было блестяще чисто, но были безумная строгость и нечеловеческая дисциплина, хотя наша директор, Софья Николаевна Головкина, очень любила детей. Меня поражало, что она знала каждого ученика по имени, ела с воспитанниками в столовой училища каждый день, чтобы проверять кухню, про ее собственную аккуратность вообще молчу — всегда прическа, маникюр, скромная и изящная одежда. В классах и учительских был образцовый порядок, ведь Софья Николаевна могла войти в любой момент. Поэтому и я все от кулис до туалетов проверяю сам, потому что когда Головкиной не стало, я видел, как быстро начинается упадок.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Знать себе цену Знать себе цену

Как выбирать наилучшую стратегию прохождения карьерного пути?

Psychologies
История «Волчьего логова» Германа Геринга! Как под домом фашиста нашли изуродованные скелеты История «Волчьего логова» Германа Геринга! Как под домом фашиста нашли изуродованные скелеты

Под домом Германа Геринга когда-то похоронили скелеты людей

ТехИнсайдер
Черешня самая полезная ягода лета: почему? Черешня самая полезная ягода лета: почему?

Черешня не только сладкая и вкусная, но и богата питательными веществами

ТехИнсайдер
Аква инкогнита Аква инкогнита

Как вода нарушает правила жидкостей

Вокруг света
«Нарушение временных границ»: как быть тем, кто опаздывает, и тем, кто ждет «Нарушение временных границ»: как быть тем, кто опаздывает, и тем, кто ждет

Какие внутренние причины могут скрываться за неспособностью прийти вовремя?

Psychologies
6 способов защитить свою собаку от клещей 6 способов защитить свою собаку от клещей

Как обезопасить своего питомца от клещей?

ТехИнсайдер
Как пользоваться динамометрическим ключом: разбираемся в типах и отличиях Как пользоваться динамометрическим ключом: разбираемся в типах и отличиях

Все о динамометрическом ключе: какие виды бывают и как пользоваться

РБК
«С нами или без нас: Естественная история будущего» «С нами или без нас: Естественная история будущего»

Почему в будущем вороны будут процветать, а овсянки — нет

N+1
Что делать жертве домашнего насилия: инструкция от психолога Что делать жертве домашнего насилия: инструкция от психолога

Что нам всем нужно знать о домашнем насилии?

Psychologies
История, как фермер случайно наткнулся на 1100-летний меч викингов на своем участке! История, как фермер случайно наткнулся на 1100-летний меч викингов на своем участке!

Фермер нашел на своем участке один из знаменитых мечей Ульфберта

ТехИнсайдер
«Любить по разнарядке – скотство» «Любить по разнарядке – скотство»

Николай Картозия рассказал, как найти маршрут к сердцу российского зрителя

Правила жизни
Измененное состояние: что такое инфантицид и почему матери убивают младенцев Измененное состояние: что такое инфантицид и почему матери убивают младенцев

Почему матери убивают новорожденных, какую ответственность они за это несут?

Forbes
«Разрывает мне сердце»: россияне жалеют роботов и поднимают упавшие электросамокаты «Разрывает мне сердце»: россияне жалеют роботов и поднимают упавшие электросамокаты

Как люди жалеют роботов и помогают им

Psychologies
Лечение мышьяком, пытки и стерилизация: как в США принудительно лечили женщин от ЗППП Лечение мышьяком, пытки и стерилизация: как в США принудительно лечили женщин от ЗППП

Как в XX веке в США боролись с распространением ЗППП

Forbes
Шимпанзе верно оценили вероятности Шимпанзе верно оценили вероятности

Шимпанзе способны решать задачу двух чашек

N+1
Родина инвесторов манит Родина инвесторов манит

Чего ждать от рынка акций во втором полугодии

Деньги
Запрет на разноцветные программы: как в Израиле 20 лет пытались запретить цветное телевидение Запрет на разноцветные программы: как в Израиле 20 лет пытались запретить цветное телевидение

Почему в Израиле было запрещено разноцветное вещание

ТехИнсайдер
Каникулы под землей Каникулы под землей

Как отправиться на Таманский полуостров, а вместо этого попасть в Древнюю Грецию

Правила жизни
Зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости и как его проверить Зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости и как его проверить

Все о датчике ОЖ: что это такое, как работает, как проверить

РБК
Как удержаться на работе Как удержаться на работе

Почему кто-то может проработать на одном месте много лет, а другие — нет?

Лиза
Это должен знать каждый хозяин: как помочь собаке справиться с жарой Это должен знать каждый хозяин: как помочь собаке справиться с жарой

Как ответственным хозяевам помочь питомцу чувствовать себя комфортно в жару

ТехИнсайдер
Все дело в шляпе: вы удивитесь, когда узнаете, что выражение «прошляпить» не имеет никакого отношения к головному убору! Все дело в шляпе: вы удивитесь, когда узнаете, что выражение «прошляпить» не имеет никакого отношения к головному убору!

Почему в поговорках так часто фигурируют шляпы?

ТехИнсайдер
Записки отельера: история о том, как правильно зайти «не в ту дверь» Записки отельера: история о том, как правильно зайти «не в ту дверь»

Отельер вспоминает случай о топографическом дезориентировании

Правила жизни
La grande bellezza La grande bellezza

Рассуждения о профессии реставратора и воспоминания о флорентийском наводнении

Seasons of life
Как сделать гать: технология 12 века для лучшего приключения этого лета Как сделать гать: технология 12 века для лучшего приключения этого лета

Гать — самый древний метод строительства дорог

ТехИнсайдер
Какой тип людей сует нос в чужую жизнь? Какой тип людей сует нос в чужую жизнь?

Почему некоторым людям нужно обязательно знать, как кто живет и чем занимается

Psychologies
Юлия Жукова Юлия Жукова

Юлия Жукова открыла сверхсовременное трикотажное производство на Петроградке

Собака.ru
3 лекарства от зуда седьмого года 3 лекарства от зуда седьмого года

Почему седьмой год для брака — самый рискованный в смысле развода?

Psychologies
Надо ли учиться летом Надо ли учиться летом

Правда ли, что дети за лето глупеют?

Здоровье
Редкие австралийские лягушки погрелись в мини-саунах и излечились от смертельного грибка Редкие австралийские лягушки погрелись в мини-саунах и излечились от смертельного грибка

Необычный способ защитить золотистых литорий от смертельного хитридиевого грибка

N+1
Открыть в приложении