Устойчивая нестабильность
«Венские процессы» как зеркало демократии
На фестивале Wiener Festwochen прошли «Венские процессы» Мило Рау. Самые известные из «процессов» —документального театра в форме судебных слушаний, жанра, в котором Рау работает уже более 10 лет,— были посвящены обществам в состоянии острого социально-политического конфликта. «Венские процессы» посвящены благополучному обществу стабильной и устойчивой демократии, каким обычно представляется Австрийская Республика. Однако в театральной картине мира Мило Рау нет ничего более нестабильного, чем демократия, и ничего более стабильного, чем авторитаризм. Впрочем, как и в жизни.
«В отрочестве я прочел "Войну и мир" Толстого, эта книга произвела на меня сильнейшее впечатление, я был потрясен тем, что можно с одинаковым вниманием описывать лошадь и Наполеона»,— признается интендант Wiener Festwochen и режиссер «Венских процессов» Мило Рау, вызванный в качестве обвиняемого на заключительное судебное заседание. «И поэтому вы решили сделать "Войну и мир" XXI века из "Венских процессов"?» — иронизирует Альфред Нолль, знаменитый венский адвокат, сыгравший в спектакле роль обвинителя.
Конечно, за три уикенда, на которые растянулось это 50-часовое действо, случилось несколько неприятностей: поступил парламентский запрос от члена Австрийской партии свободы (Freiheitliche Partei Osterreichs, FPO), не использует ли интендант фестиваль в своих политических целях и не является ли в таком случае иностранное софинансирование, например со стороны Гёте-института, вмешательством во внутренние дела Австрии; пропалестинские активисты попытались сорвать одну из сессий «Венских процессов». Однако настоящие боевые действия культурных войн развернулись не в Вене, а на самых первых «процессах», в Москве 2013 года.
Швейцарец Мило Рау, филолог и социолог, учившийся, в частности, у Пьера Бурдье и Цветана Тодорова, пришел в театр из журналистики, и его документальный театр с самого начала имел остропублицистический характер. Два спектакля Рау, показанные на нынешних Wiener Festwochen, подтверждают, что он способен наполнить документальной современностью любую театральную форму, будь то древнегреческая трагедия, на которую накладывается громкая криминальная история из недавнего прошлого («Дети Медеи»), или моцартовская опера, превращающаяся в социологический портрет участников культурного производства («Милосердие Тита»).
В 2007 году Рау основал Международный институт политического убийства (International Institute of Political Murder, IIPM) — все его спектакли, фильмы и книги выпущены под брендом IIPM, и действительно, их сюжеты чаще всего вращаются вокруг убийства, ставшего фактом мировой истории, как казнь диктатора Чаушеску, геноцид в Руанде и теракт неонациста Брейвика, или же не ставшего, как случившееся в бельгийской провинции убийство на почве гомофобии. Но каждый конфликт всемирно-исторического или частного масштаба перерастает публицистику и стремится к эпическому звучанию — хотя университетские учителя Рау, должно быть, рассказывали ему о «конце больших нарративов», он упрямо работает над этим эпосом о современности, так что шутка адвоката Нолля про «Войну и мир» была весьма удачной.
Театральная мифология, какой она сложилась в западной культуре, любит изображать театр самым демократическим из всех искусств — на генетическом уровне. Дескать, откуда все пошло: греческий полис, демократия, народ сидит в театре, демократическом по архитектурной форме амфитеатре, и следит за демократическим состязанием Софокла с Еврипидом. Цены на билеты театральных фестивалей, например Зальцбургского, красноречивее любого Демосфена говорят о том, насколько это сегодня демократическое искусство и что за народ его публика. Мило Рау, в прошлом году возглавивший Wiener Festwochen, главный театральный фестиваль Вены, куда более демократичный, чем Зальцбургский, борется с элитарностью театра, руководствуясь старинным мифом о прямой демократии и старинной метафорой, уподобляющей политическую жизнь театру, в котором участвуют все.
Фестивальная территория объявлена «Свободной республикой Вена», на фестивальных плакатах, расклеенных по всему городу, лозунг «Мы задолжали миру революцию» и целующиеся активисты в разноцветных балаклавах — визуальное оформление фестиваля основано на стиле Pussy Riot и графическом репортаже Виктории Ломаско о суде над группой. Это не просто красивые слова, ностальгия по временам «красной Вены» — на протяжении всего фестиваля наряду с театральными представлениями и выставками проходит нечто вроде всемирного активистского конгресса. Общество спектакля и общество протеста сталкиваются в «Милосердии Тита» — оперные певцы встречаются на сцене с активистской массовкой. Но самой радикальной попыткой вывести театр из зоны эстетической автономии в зону социально-политической жизни стали «Венские процессы».