Обнаружен самый сложный организм на Земле
На далеких тихоокеанских островах живет организм с самым большим геномом на нашей планете
Принято думать, что в целом земная жизнь эволюционирует от простого к сложному, и в этом мнении мало к чему можно придраться. Пару миллиардов лет назад вершиной пирамиды жизни были бактерии — крошечные мешочки с химическими веществами, не умеющие ничего, кроме как превращать эти вещества одно в другое, затрачивая или выделяя энергию. Сейчас здесь есть пальмы, ежи, киты и гусеницы непарного шелкопряда: интрига набирает силу.
Все эти сложности жизни, как принято выражаться у популяризаторов, «закодированы в геноме»: внутри у этих мешочков с реагентами, ежей и гусениц спрятаны молекулы ДНК, где длинными последовательностях «букв»-мономеров записано, какие именно химические реакции могут и будут происходить в этих мешочках и ежах. Уж конечно, у нас эти тексты гораздо длиннее, чем у бактерий, потому что наш жизненный репертуар шире и инструкций требуется больше. В типичной бактерии вся нужная ей информация записана пятью миллионами букв: это примерно размер Библии. В самых простых бактериях геномы еще в десять раз короче. А вот в генетическом мануале человека разумного букв уже три с небольшим миллиарда — это довольно объемистый книжный шкаф, и столько текста никто из писателей, кажется, пока не написал.
Лидеры сложности
Чем существо сложнее, тем длиннее его генетический текст, решили для себя биологи примерно в середине прошлого века. Но жизнь тут же показала им, насколько она сложна и нелогична. Почему в геноме серой жабы вдвое больше букв, чем у человека?! Ну ладно, мы мало знаем о сложностях жизни жаб (и, как нередко бывает, переоцениваем сложность собственной жизни). Но вот у мраморной двоякодышащей рыбы протоптеруса генетический текст еще почти в 20 раз длиннее, чем у жабы! Настолько сложную жизнь невозможно вообразить. Далее, австралийский папоротник — тоже вроде бы в 20 раз сложнее жабы, а вот зато бразильская генлисея в сто раз проще. Хотя это явная чепуха, потому что генлисея — хищное насекомоядное растение, и в ее жизни уж точно больше интриги, чем у скучного папоротника. А у непарного шелкопряда, кстати, геном вчетверо меньше моего: ну хоть здесь есть видимость справедливости.
В общем, в какой-то момент стало ясно, что хотя у сложных существ геномы обычно больше, чем у самых простых, прямой зависимости тут нет, и огромный геном — скорее курьез, чем закономерность. Тем не менее, обнаруживая на планете еще одно существо с огромным геномом, биологи каждый раз с удовлетворением отмечают новый рекорд. В очередной раз это произошло на прошлой неделе: появился новый чемпион.
Чемпионом стал очередной папоротник, причем доселе не слишком известный миру: растение со сложным названием Tmesipteris oblanceolata обитает главным образом в Новой Каледонии и ничем не примечательно на вид. Рекордсмена обнаружили ботаники из Испании, Великобритании и самой Новой Каледонии, и он немедленно занял свое место в Книге рекордов Гиннесса. В его геноме 160 миллиардов «букв» (правильнее говорить «пар оснований»), и это на 7% больше, чем у прошлого рекордсмена, растения японский вороний глаз. Если геном нашего папоротника вытянуть в струнку, он растянется почти на сто метров. Для сравнения: наш человеческий геном дотягивает только до двух метров.