«Снаружи — заброшенный греческий храм, внутри — катастрофа»: 7 архитекторов — о работе над самыми популярными московскими пространствами
Многие из нас регулярно ходят поужинать в «Стрелку» или на выставку в «ГЭС-2», но ничего не знают о людях, благодаря которым наши любимые пространства стали такими, какие они есть. В отличие от художников или режиссеров, архитекторы редко получают шанс рассказать о том, как работали над тем или иным проектом и какой смысл в него вложили. Мы решили исправить это досадное недоразумение и дали слово семи урбанистам, которые проектировали популярные у москвичей места.
Вначале 2022 года ООН признала Москву лучшим мегаполисом мира по двум показателям — уровню качества жизни и степени развития инфраструктуры. Дело здесь не только в том, что столичный транспорт в последнее время стал комфортнее и регулярнее, и даже не только в том, что в Москве есть огромное количество сервисов, доступных для пользователя 24 часа в сутки. Не меньшую роль играет архитектура, общественные пространства — то, что в урбанистике принято называть «третьим местом», — после дома и работы. В эти места часто или хотя бы время от времени ходят все — это музеи, кинотеатры, библиотеки, городские парки. Однако о людях, которые их создают, мы знаем до обидного мало. А ведь именно они определяют то, в каком городе мы будем жить. Мы решили поближе познакомиться с главными столичными архитекторами и расспросили их о том, как шла работа над самыми успешными их проектами, о чем они думали, создавая то или иное пространство, и с какими трудностями столкнулись.
ГЭС-2
Всего за два года с момента открытия ГЭС-2 превратилась в одну из самых модных культурных площадок Москвы. И неслучайно: проект реконструкции электростанции считается одним из лучших реализованных в Москве. Его разработало знаменитое итальянское бюро Renzo Piano Building Workshop, а адаптацией занимались архитекторы из российской компании APEX.
Анастасия Надеева / Архитектор, заместитель генерального директора по иностранным проектам и объектам наследия проектного бюро APEX
Я выполняла роль главного архитектора проекта и активно общалась и с командой Ренцо Пьяно. Благодаря творческому подходу удавалось находить нестандартные решения даже в тех узких рамках, которые задает любая историческая площадка в центре Москвы. Роль архитектора гораздо шире, чем просто создание материального объекта. Важна коммуникация, способность свести воедино множество разных мнений, требований — и реализовать проект так, чтобы получилось красиво и функционально.
APEX на тот момент была совсем молодой компанией. Думаю, у нас получилось реализовать этот проект благодаря нашей огромной заинтересованности, желанию и безграничной мотивации. Это было вызовом для всей команды. Нам приходилось вносить много изменений, связанных с новыми вводными, которые обнаруживались в процессе. На компромиссы тоже приходилось идти, потому что это центр Москвы, объект культурного наследия, находящийся под охраной. Повлияла и близость канала, стесненные условия, конструктивные особенности здания.
Так, нам пришлось искать новое место для исторической ограды ГЭС-2. Изначально объект был закрытым: бывшая трамвайная электростанция эксплуатировалась на огороженной территории — и перед зданием частично сохранилась ограда.
Для нового формата использования этого пространства иметь какой-то барьер было бы совершенно нелогично — с точки зрения как комфорта, так и идеологии. Ведь мы открываем это здание, эту территорию городу. Нам нужно было каким-то образом решить эту задачу, потому, что с одной стороны, у ограды есть историческая ценность, а с другой — есть новая функция этого места.
Команда проделала огромную работу, провела дополнительные исследования, разработала несколько предложений. И благодаря общему диалогу родилась идея логически разместить эту ограду на территории — между Домом на набережной и территорией ГЭС-2. Аккуратно, по частям, ее перенесли на новое место, восстановив по историческим чертежам утраченные детали. Решение помогло сохранить ценный исторический элемент в облике культурного объекта, а также позволило вернуть ему первоначальную функцию. Сейчас эта ограда очень органично выглядит на своем месте.
В таких проектах, как ГЭС-2, не может быть стандартных решений, каждое здание уникально. Иногда настолько, что невозможно мультиплицировать весь свой опыт, поэтому каждый раз приходится изобретать что-то новое. И мне это очень нравится — работа в условиях поиска нестандартных решений по-настоящему вдохновляет. А творческий подход помогает не только в профессии, но и в жизни.
Еврейский музей и центр толерантности
Один из знаковых музеев Москвы находится в бывшем Бахметьевском гараже, спроектированном Константином Мельниковым. В 2019 году архитектурное бюро NOWADAYS office выиграло конкурс на разработку архитектурной концепции Нового пространства Еврейского музея и воплотило концепцию вместе с генподрядчиком UniDraft и светодизайнерами Yarko.
Наталья Масталерж / Архитектор, партнер NOWADAYS office
Наша команда отвечала за создание Нового пространства, которое при предыдущей реконструкции оказалось несколько обделено вниманием. Речь идет о зале временных выставок, где располагались технические и административные помещения. Мы сделали архитектурную концепцию, разработку интерьерных решений и рабочей документации.
Мы всегда смотрим на ценность произведений архитектуры шире, чем это предполагается официальными протоколами, определяющими, что важно с исторической точки зрения, а что нет. Нередко обнаруживаем ценность в каких-то, на первый взгляд, незначительных деталях. Часто эти ценности нигде не зафиксированы и никем не описаны, наша задача — их увидеть. Внимательное отношение к уже существующему — это всегда про мифотворчество, поиск историй, связанных с местом, установление контакта с genius loci («гений места», у древних — покровитель того или иного пространства. — «Правила жизни»).
Мы стремимся к тому, чтобы история здания длилась от точки отсчета, мы не переписываем ее, а лишь добавляем новую главу. В этой новой главе появляются новые смыслы, функции и, конечно, новая эстетика, отвечающая духу не только места, но и времени. И здесь нет универсального решения, каждый проект уникален.