Смех и слезы: как работает провокативная психотерапия
Психотерапевты уже не один десяток лет используют в своей работе провокативный метод, но он все еще вызывает много вопросов. Почему этот способ работает? Где проходит граница? Может ли специалист травмировать пациента? Разбираемся вместе с гештальт-терапевтом.
Пример
Зал набит до отказа. Участники тренинга тянут руки, чтобы задать свой вопрос, и микрофон получает молодая женщина. Она пытается задать вопрос и заливается слезами: «Моему ребенку всего полгода. Уже не первый раз он выскальзывает из моих рук и падает. Почему?»
Вопрос обрывается, мать не может говорить. Она рыдает, и вместе с ней — все остальные. Тренер подходит ближе и заглядывает ей в глаза: «А почему вы бросаете своего ребенка?» Внезапный вопрос лишает женщину дара речи. Зал возмущенно гудит.
Это прием провокативной психотерапии. Ведущий тренинга — Марик Хазин. Гештальт-терапевт, режиссер, музыкант, художник, автор книг и создатель собственного направления — экспрессивно-творческого метода развития личности, в котором сочетаются гештальт-подход, психодрама, контактная импровизация, арт-терапия, актерское мастерство и тайцзи-цюань.
В работе с клиентами и на тренингах он в числе прочего использует и приемы провокативной психотерапии, но придерживаясь определенных принципов
В последний день тренинга та самая женщина снова попросила микрофон. Шокировавший зал вопрос, зачем она роняет своего ребенка, привел ее к пониманию своего состояния. Став матерью, она не была готова к тяготам родительства и ответственности за дитя. Внутренний конфликт вскрылся, она осознала и признала свои чувства. И ни разу с тех пор не уронила малыша.
История
Метод придуман и разработан психотерапевтом Фрэнком Фарелли, который в 1974 году описал его в книге «Провокативная терапия». В работе с одним из пациентов Фарелли сделал неожиданный ход, который сдвинул терапевтическую работу с мертвой точки.
Посещавший его мужчина, казалось, застрял в бесконечном самобичевании, обвиняя себя во всех возможных неудачах