Звездный билет
Спустя 40 лет с эпопеи «Аполлона» человечество опять мечтает о Луне, куда в будущем переместятся автомобильные гонки. Среди пяти главных потенциальных участников есть и Suzuki, и Audi. Причем немцы и вовсе обещают прилуниться в 2018 году.
Париж, 18 декабря 1893-го. Редакция ежедневника Le Petit Journal. Темная ночь, в печать отправляется новый номер. На первой полосе — объявление о гонке «безлошадных повозок», которую издатель Пьер Жиффар, также организовавший велосипедные соревнования, назначил на 22 июля следующего года. Маршрут: 126 км, отделяющих столицу от Руана. На кону — премия в 5000 франков, выложенных на тарелочку Жиффаром. Кстати, приз в итоге между собой поделили Peugeot и Panhard & Levassor. Фактически это были первые в мире автомобильные состязания.
И вот, 124 года спустя, история повторяется: безумная идея, гениальный меценат (в данном случае Google), внушительная премия ($20 млн) и целая ватага компаний-участниц, которая представляет всю гамму явлений — от яркого дилетантства до сурового профессионализма. Единственное отличие — в данном случае отправиться, точнее, вернуться, нужно на Луну.
Команда еще в гонке
Презентованный 10 лет назад организационным фондом XPrize (в него входят Ларри Пейдж, сооснователь Google, режиссер Джеймс Кэмерон, издатель Арианна Хаффингтон, помышленник Ратан Тата) проект предусматривает, что участники должны добраться до спутника Земли, пройти 500 м по его поверхности и передать на Землю фото и видео в высоком разрешении. Стартовать нужно не позднее конца 2017 года, наказание за невыполнение условия — исключение из гонки. Время участия продлить нельзя, и это лишь одно из условий, из-за которых состав участников сократился с 34 до совсем малочисленной группы, ныне состоящей всего из пяти соперников.
Два близнеца на старте
Команда Part Time Scientists-Audi стартует с мыса Канаверал на ракете SpaceX: «Первая попытка запланирована на середину 2018 года, — говорит Роберт Беме, руководитель группы ученых. — Мы попробовали запросить отсрочку у Google, но разрешения не получили».
Естественно, это не может служить достаточным основанием для отказа от столь затратного проекта. «Наш научный груз соответствует 800 000 евро за килограмм», — объясняет Беме. Его команда при непосредственной поддержке Ингольштадта уже завершает работу над вездеходами Lunar quattro: «Два экземпляра позволят нам располагать тремя преимуществами: запасным транспортом, более оптимальной развесовкой челнока и возможностью использовать один луноход для видео- и фотосъемки второго». Audi разработала электромоторы (по одному на колесо) и напечатала алюминиевые детали силового каркаса и колес на 3D-принтере. «Около 85% транспортного средства реализовано с использованием этой техники: такой выбор позволил нам работать над прокатом толщиной менее 1 мм и снизить массу до 32 кг», — подчеркивает инженер. В любом случае, компактность не была единственной целью. «Автомобили должны двигаться постоянно. Остановка для накопления энергии — риск затем не тронуться с места из-за сильных перепадов температуры. Именно поэтому нам нужны большие панели», — продолжает Бреме.
Осторожный подход определил и другую способность вездеходов: в случае поломки они поедут и на трех колесах. Это вполне реальная опасность, учитывая, что Lunar quattro пройдут более 500 м: их цель — добраться до места, где остался Lunar roving vehicle, принадлежавший последней лунной экспедиции Apollo 17, датированной 1972 годом. НАСА не разрешает прилунятся ближе 2 км к этой точке.