Променад по выставке с картинками: лучшие музыкальные произведения, вдохновленные живописью
В субботу, 21 декабря, в московском Мультимедиа Арт Музее и в воскресенье, 22 декабря, в петербургском культурном центре «Левашовский Хлебозавод» состоится презентация мультидисциплинарного проекта «Променад» композитора Игоря Яковенко, вдохновленного одновременно музыкой Модеста Мусоргского и работами современных художников. Изобразительное искусство во все времена вдохновляло музыкантов на создание симфоний, инструментальных циклов, альбомов и песен. Особенно часто это происходило последние 150 лет. Музыкальный критик и автор канала Sobolev///Music Олег Соболев рассказал «Снобу» о восьми удивительных примерах музыки, навеянной живописью.
Яковенко — сверхпродуктивный композитор, работающий на стыке академической и импровизационной музыки, — часто обращается к визуальному искусству и артефактам прошлого. Так, этим летом вместе с барабанщиком Петром Ившиным он выпустил альбом «Пантеон», вдохновленный славянской мифологией. Каждую из композиций альбома сопровождала работа художника Нестора Энгельке, работающего в технике деревописи.
Альбом «Променад» посвящен 150-летию «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского — цикла, который сам по себе был данью памяти художнику Виктору Гартману. Яковенко и куратор Катя Чувашова предложили одиннадцати российским художникам, включая Виктора Алимпиева, Людмилу Баронину и Леонида Цхэ, интерпретировать музыку Мусоргского в форме изобразительного искусства, не раскрывая автора пьес. Получившиеся работы Яковенко уже переосмыслил сам, создав новый музыкальный цикл.
Модест Мусоргский — «Картинки с выставки» (1874)
Источник вдохновения: Виктор Гартман
Виктор Александрович Гартман вошел в историю как один из основоположников русского стиля в архитектуре и талантливый художник-сценограф, создавший декорации и костюмы для множества отечественных опер и спектаклей. Однако его творчество не ограничивается только Россией и славянофильством. В 1864 году Гартман, получив стипендию Императорской Академии художеств, отправился в длительное путешествие по Европе. Оттуда он привез множество рисунков, запечатлевших разнообразные аспекты заграничной жизни: от роскошных дворцов и садов до подвалов, катакомб и сцен из быта крестьян.
Эти европейские рисунки стали основой для его посмертной выставки, проведенной в Императорской Академии художеств через полгода после кончины художника. Экспозиция глубоко впечатлила друга Гартмана — Модеста Мусоргского, который всего за три недели создал фортепианный цикл «Картинки с выставки». Местами возвышенная, местами таинственная, иногда грубая, а иногда нежная, музыка «Картинок» словно ведет слушателя по большому европейскому маршруту, сквозь старые итальянские замки, лиможские рынки и еврейские гетто. Завершают цикл две пьесы, вдохновленные русскими темами: «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)» и «Богатырские ворота в стольном городе Киеве».
Широта, художественность и пластичность музыки Мусоргского идеально подходили для перевода с фортепианного языка на оркестровый. Цикл был оркестрован более 20 раз, и наиболее известная версия принадлежит Морису Равелю. Также существуют многочисленные современные интерпретации «Картинок»: например, культовыйальбом Pictures at the Exhibition британского трио Emerson, Lake & Palmer, превративших «Картинки» в яркий и сложный прогрессив-рок, или не менее культовая изысканная синтезаторнаяобработка японского композитора Исао Томиты.
Игорь Яковенко — «Променад» (2024)
Источники вдохновения: Модест Мусоргский, Виктор Алимпиев, Людмила Баронина, Кирилл Гаршин, Марья Дмитриева, Олег Елагин, Диана Капизова, Дарья Кузнецова, Антон Кушаев, Юрий Самойлов, Катя Шинкарева, Леонид Цхэ
«Променад» Яковенко открывается одноименной композицией. Первые секунды создают иллюзию узнаваемости — кажется, что это та самая сквозная тема из «Картинок с выставки» Мусоргского. Но внезапно музыка уходит в неожиданные дали: возникают нотки авангардного джаза, фортепианные паттерны, отсылающие к классическому американскому минимализму, мощные раскаты низких звуков, которых в интерлюдиях Мусоргского не было и быть не могло. Все это словно собрано и перемешано в одном музыкальном котле.