Старик и хикикомори
С появлением телевидения, интернета и быстрорастворимой лапши мир не перестал производить сказки – скорее наоборот. «Правила жизни» выясняют, как и почему молодые японцы прячутся от общества в выдуманных мирах.
В 2018 году
Акихико Кондо, 35-летний житель Токио, женился на популярном вокалоиде Хацунэ Мику. Японец потратил около двух миллионов йен на торжественную церемонию, сам он неоднократно заявлял, что несмотря на неприятие со стороны семьи стал счастливым благодаря этому поступку, что он очень любит свою жену и никогда не помышлял об измене.
Без уточнения контекста такое описание выглядит буднично. Однако все дело в том, что Хацунэ Мику – вымышленный персонаж, виртуальная певица с синтетическим голосом. На церемонии бракосочетания она была представлена полноразмерной куклой. По словам Акихико Кондо, услышав однажды ее голос, он стал слушать его круглосуточно и практически перестал общаться с живыми людьми. Ничего удивительного в этом нет, потому что он и так с ними практически не общался: он работал низкоранговым клерком, коллеги его подтравливали, а женщины от него шарахались.
Тем ироничнее, что за женитьбу на вымышленном персонаже его в конце концов начали травить в интернете. Как бы странно это ни звучало, Хацунэ Мику была выпущена компанией Yamaha в 2007 году, так что на момент заключения брака ей было всего 16 лет.
Акихико Кондо не сумасшедший, он вполне понимает, что его нынешняя жена – вымышленный персонаж. Хейтерам он всякий раз рекомендует разделять фантазию и реальность. А свою приверженность называет фиктосексуальностью: последние несколько лет он читает лекции о своих наклонностях и надеется, что подобные пристрастия рано или поздно признают сексуальной ориентацией. Чего-чего, а последовательности и упорства ему не занимать.
Мы живем в эпоху цифрового равнодушия, атомизации общества и повсеместно завышенных социальных ожиданий. В Японии этим славным традициям уже около сорока лет. Сюда можно добавить жесточайшую корпоративную культуру, колоссальное социальное давление и демографические проблемы: современная Япония – это вымирающая страна пенсионеров. На этом фоне многие молодые люди становятся хикикомори – отказывающимися от социальной жизни изолированными иждивенцами, добровольными затворниками. В современной Японии их насчитывается более двух миллионов человек (средний возраст – 31 год). Не лучше обстоит ситуация и с отаку – фанатичными поклонниками манги и аниме, которые еще не перестали выходить из дома совсем, но одной ногой уже находятся в мире сказок. Им тоже в среднем 31, и в стране их примерно восемь миллионов человек.
Создатели аниме прекрасно знают свою целевую аудиторию. Это видно даже по классическим работам – например, по «Евангелиону». Там у главного героя, Икари Синдзи, множество характерных психологических проблем: после потери матери Синдзи сталкивается с проблемами самоидентификации, одиночества и давления со стороны окружающих, особенно своего отца. Там есть и большой сюжет, связанный с наступлением апокалипсиса, но он разворачивается на фоне попыток Синдзи социализироваться. Еще более характерный пример – манга и аниме с говорящим названием «У Коми-сан проблемы с общением». Главная героиня Коми страдает от тяжелой формы социальной тревожности, и, собственно, вокруг этого и крутится сюжет. Очень похожие проблемы есть у многих зрителей – но в отличие от реальности, в безопасном пространстве аниме они решаются и рассматриваются через призму комедии и дружбы. Кому-то это помогает принять себя и даже встать на путь личностного роста, но бывает и наоборот: по запросу в гугле depression after watching где-то четвертым результатом, скорее всего, будет «аниме», а пятым – «Евангелион». И