Что оставляет меньший след в природе: электрокары или автомобили на бензине?

РБКАвто

Заряженные на экологию

Что оставляет меньший след в природе: электрокары или автомобили на бензине?

Автор: Ксения Мишарина

Фото: Jeff Gritchen / MediaNews Group / Orange County Register via Getty Images

Электромобили не выбрасывают парниковые газы из выхлопных труб, но процесс производства их аккумуляторов сложно назвать экологичным. Разбираемся вместе с экспертами, какие транспортные средства наносят меньше вреда природе — машины на углеводородах или электрокары.

Электромобили как альтернатива традиционным авто

В последние годы электромобили завоевывают все большую популярность на рынке. Им отводят важную роль в достижении нулевого уровня выбросов углекислого газа: развитые страны, например государства ЕС, Япония, США, планируют достичь ее к 2050 году, Россия — не позднее 2060-го.

Электрокары считаются экологически чистой альтернативой традиционному автомобилю, работающему на двигателе внутреннего сгорания или дизеле. Они есть в линейках многих ведущих производителей, в том числе Volvo, Volkswagen, Mercedes Benz, BMW, Audi. Их продажи растут: в 2023 году по всему миру было продано 14 млн электромобилей, что на 35% больше, чем в 2022-м. Как ожидается, по итогам 2024 года продажи могут вырасти еще на четверть.

На первый взгляд электрокары экологичнее традиционного автомобиля. У них нет выбросов из выхлопных труб, значит, и углеродный след нулевой. Но есть и противоположное мнение. Ведь сам процесс выработки электроэнергии для зарядки электромобиля загрязняет окружающую среду. Также критики часто говорят о неэкологичном производстве аккумуляторов.

Чтобы сделать вывод, какие автомобили наносят меньший вред окружающей среде, нужно сравнить их на всех этапах жизненного цикла, включая производство, эксплуатацию и утилизацию.

Влияние производства на экологию

Изготовление кузова оказывает примерно одинаковое влияние на экологию независимо от типа автомобиля. Другое дело — производство аккумуляторов. Центральный агрегат электрокара — тяговая аккумуляторная батарея. Это источник энергии, который приводит машину в движение. Большинство современных аккумуляторов — литий-ионные.

Литий добывают в основном в шахтах из твердых пород или в подземных резервуарах с т.н. рассолом. Большую часть энергии, используемую для извлечения и переработки металла, дает ископаемое топливо, которое выделяет CO2. Особенно велик выброс углекислоты при добыче твердых пород: 15 т этого парникового газа приходится на каждую тонну добытого лития.

Фото: Jens Schlueter / Getty Images

Михаил Аким, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, приводит еще один пример, как добыча металла пагубно влияет на окружающую среду: «Огромные объемы пресной воды, крайне ценного ресурса, особенно в засушливых регионах, направляются на добычу лития в Чили. Там он добывается путем испарения рассолов, обнаруженных под солончаками на плато Атакама. По сути, это производство уничтожает природу и местное население, оставляет безжизненную пустыню и общины без средств к существованию».

Неэкологичный процесс производства лития вызывает беспокойство экологов и населения. В Сербии в августе 2024 года протесты против проекта литиевого рудника Rio Tinto собрали больше 24 тыс. человек.

Кроме лития для производства батареи нужны и другие металлы, в частности никель, медь, марганец и кобальт. 60% кобальта добывают в Демократической Республике Конго. Его добыча связана не только с экологическими, но и социальными проблемами, в том числе с активным использованием детского труда.

По словам Акима, еще один аспект, связанный с сырьем, — это истощение запасов цветных металлов (меди, никеля и др.), которых для производства электромоторов требуется значительно больше, чем для двигателей на ископаемом топливе. Производство этих видов сырья — энергоемкий и токсичный процесс.

Количество CO2, выделяемое при изготовлении аккумуляторов, отличается в зависимости от источников и типов энергии, применяемых при производстве. Большую часть литий-ионных батарей, около 77% мировых поставок, производят в Китае. Основной источник энергии там уголь. Он выделяет примерно в два раза больше парниковых газов по сравнению с природным газом, который также используют при высокотемпературном производстве.

Традиционный автомобиль тоже не обходится без аккумулятора, который выдает ток, чтобы запустить двигатель. Обычно это свинцово-кислотная батарея (АКБ). Она состоит из двух электродов, погруженных в раствор серной кислоты.

При производстве литиевой батареи выделяется в среднем в 1,7 раза больше CO2, чем при изготовлении свинцово-кислотной (12,5 т против 7,5 т). Таковы результаты исследования, которое опубликовала компания Bloomberg NEF в 2024 году. По словам авторов работы, эта разница может быть еще выше — все зависит от источников энергии, применяемых при производстве.

Электрокары vs авто на бензине

По данным исследования 2022 года

Всего в процессе производства и эксплуатации машины на электричестве производят на 52–57% меньше CO2e, чем традиционные автомобили. Источник: ucsusa.org

Вред природе в процессе эксплуатации

Некоммерческая организация «Союз заинтересованных ученых» из США сравнила углеродный след двух типов машин в процессе их производства и эксплуатации. Исследователи пришли к выводу, что сумма выбросов CO

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Нет причин не продлить нашу жизнь до 200 лет и даже до 1000» «Нет причин не продлить нашу жизнь до 200 лет и даже до 1000»

Как мировая наука и бизнес борются со старением

РБК
Андрес Неуман «Странник века». Путешественник и шарманщик Андрес Неуман «Странник века». Путешественник и шарманщик

Отрывок из романа Андреса Неумана о эмансипации, литературе и искусстве

СНОБ
20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
Конец историй Конец историй

Десять разных, но по-своему идеальных кинофиналов

Weekend
Константин Фурсов: «Вдруг оказалось, что наука в России есть» Константин Фурсов: «Вдруг оказалось, что наука в России есть»

Почему не на все вопросы ученые могут дать ответы

РБК
Дорогой к храму: как бывший брокер и металлотрейдер вернул к жизни древнее поселение Дорогой к храму: как бывший брокер и металлотрейдер вернул к жизни древнее поселение

Как предприниматель Геннадий Спажев восстановил село Замытье

Forbes
Резерв на будущее Резерв на будущее

Как развиваются технологии хранения энергии

РБК
Третий не лишний: как работают семейные медиаторы и доулы по разводам Третий не лишний: как работают семейные медиаторы и доулы по разводам

Медиаторы по разводам: что это за профессия, насколько она пользуется спросом?

Forbes
Тонкая материя Тонкая материя

Как инновационные и экоткани меняют индустрию моды

РБК
Турецкий экспорт вооружений Турецкий экспорт вооружений

Состояние и перспективы развития турецкого экспорта вооружений

Обозрение армии и флота
Открытый просмотр Открытый просмотр

12 картин, которые подарят вам всю палитру эмоций

Men Today
Освобождение и эксплуатация: как менялось отношение к обнаженному телу в кино Освобождение и эксплуатация: как менялось отношение к обнаженному телу в кино

Как менялось восприятие женского обнаженного тела?

Forbes
Силой мысли Силой мысли

Решила стать стройнее? Для этого нужен определенный настрой

Лиза
Баланс сил между берегами Тайваньского пролива Баланс сил между берегами Тайваньского пролива

Руководство Китая не прибегнет к силовому варианту присоединения Тайваня

Обозрение армии и флота
Миллиардер Джек Ковин занял денег у 30 человек, чтобы построить империю бургеров Миллиардер Джек Ковин занял денег у 30 человек, чтобы построить империю бургеров

Как Джек Ковин основал бургерную империю Hungry Jack’s

Inc.
О происхождении реликтового излучения О происхождении реликтового излучения

Что собой представляет реликтовое излучение?

Зеркало Мира
Насколько безопасно использование интернет-банкинга? Насколько безопасно использование интернет-банкинга?

Что такое интернет-бакинг и надежен ли он?

Наука и техника
Лёгкая импровизация Лёгкая импровизация

Лёгкий и мягкий интерьер, в котором много воздуха и света

Идеи Вашего Дома
Современное состояние ВТС России и Китая Современное состояние ВТС России и Китая

Сотрудничество Москвы и Пекина носит выраженный «антиамериканский» характер

Обозрение армии и флота
Дорогая моя Москва Дорогая моя Москва

Краткая история элитных районов Москвы

СНОБ
Рассеянный склероз: какое лечение доступно в России Рассеянный склероз: какое лечение доступно в России

Почему возникает рассеянный склероз и как современная терапия помогает людям?

СНОБ
Сила инерции: как выживает крупнейшая торговая сеть в стране Сила инерции: как выживает крупнейшая торговая сеть в стране

Как кооператоры пытались создавать коалиции с крупными ретейлерами?

Forbes
Веган, дауншифтер, прокрастинатор: каким мы видим Льва Толстого сегодня Веган, дауншифтер, прокрастинатор: каким мы видим Льва Толстого сегодня

Разбираемся в нюансах поп-культурного образа Льва Толстого

РБК
«Песнь клетки: Медицинские исследования и новый человек» «Песнь клетки: Медицинские исследования и новый человек»

Что переносит система циркуляции крови

N+1
История с продолжением История с продолжением

Изящный респектабельный интерьер в стиле современной классики

SALON-Interior
Рацион cтройности Рацион cтройности

Диета, которая точно пригодится до и после новогодних праздников

Лиза
Слова и блюда Слова и блюда

Откуда берутся названия того, что мы едим

Наука
«Мы просто друзья»: почему у многих пар отношения начинаются с дружбы «Мы просто друзья»: почему у многих пар отношения начинаются с дружбы

Насколько распространены отношения, выросшие из дружбы?

Psychologies
Банкир всех штатов Банкир всех штатов

Как Амадео Джаннини создал Bank of America

Деньги
«А ты возьми и купи слона»: как не вестись на маркетинговые уловки и не потратить все деньги перед Новым годом «А ты возьми и купи слона»: как не вестись на маркетинговые уловки и не потратить все деньги перед Новым годом

Как узнать все секреты продавцов, чтобы покупать осознанно?

Psychologies
Открыть в приложении