Заряженные на экологию
Что оставляет меньший след в природе: электрокары или автомобили на бензине?
Электромобили не выбрасывают парниковые газы из выхлопных труб, но процесс производства их аккумуляторов сложно назвать экологичным. Разбираемся вместе с экспертами, какие транспортные средства наносят меньше вреда природе — машины на углеводородах или электрокары.
Электромобили как альтернатива традиционным авто
В последние годы электромобили завоевывают все большую популярность на рынке. Им отводят важную роль в достижении нулевого уровня выбросов углекислого газа: развитые страны, например государства ЕС, Япония, США, планируют достичь ее к 2050 году, Россия — не позднее 2060-го.
Электрокары считаются экологически чистой альтернативой традиционному автомобилю, работающему на двигателе внутреннего сгорания или дизеле. Они есть в линейках многих ведущих производителей, в том числе Volvo, Volkswagen, Mercedes Benz, BMW, Audi. Их продажи растут: в 2023 году по всему миру было продано 14 млн электромобилей, что на 35% больше, чем в 2022-м. Как ожидается, по итогам 2024 года продажи могут вырасти еще на четверть.
На первый взгляд электрокары экологичнее традиционного автомобиля. У них нет выбросов из выхлопных труб, значит, и углеродный след нулевой. Но есть и противоположное мнение. Ведь сам процесс выработки электроэнергии для зарядки электромобиля загрязняет окружающую среду. Также критики часто говорят о неэкологичном производстве аккумуляторов.
Чтобы сделать вывод, какие автомобили наносят меньший вред окружающей среде, нужно сравнить их на всех этапах жизненного цикла, включая производство, эксплуатацию и утилизацию.
Влияние производства на экологию
Изготовление кузова оказывает примерно одинаковое влияние на экологию независимо от типа автомобиля. Другое дело — производство аккумуляторов. Центральный агрегат электрокара — тяговая аккумуляторная батарея. Это источник энергии, который приводит машину в движение. Большинство современных аккумуляторов — литий-ионные.
Литий добывают в основном в шахтах из твердых пород или в подземных резервуарах с т.н. рассолом. Большую часть энергии, используемую для извлечения и переработки металла, дает ископаемое топливо, которое выделяет CO2. Особенно велик выброс углекислоты при добыче твердых пород: 15 т этого парникового газа приходится на каждую тонну добытого лития.
Михаил Аким, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, приводит еще один пример, как добыча металла пагубно влияет на окружающую среду: «Огромные объемы пресной воды, крайне ценного ресурса, особенно в засушливых регионах, направляются на добычу лития в Чили. Там он добывается путем испарения рассолов, обнаруженных под солончаками на плато Атакама. По сути, это производство уничтожает природу и местное население, оставляет безжизненную пустыню и общины без средств к существованию».
Неэкологичный процесс производства лития вызывает беспокойство экологов и населения. В Сербии в августе 2024 года протесты против проекта литиевого рудника Rio Tinto собрали больше 24 тыс. человек.
Кроме лития для производства батареи нужны и другие металлы, в частности никель, медь, марганец и кобальт. 60% кобальта добывают в Демократической Республике Конго. Его добыча связана не только с экологическими, но и социальными проблемами, в том числе с активным использованием детского труда.
По словам Акима, еще один аспект, связанный с сырьем, — это истощение запасов цветных металлов (меди, никеля и др.), которых для производства электромоторов требуется значительно больше, чем для двигателей на ископаемом топливе. Производство этих видов сырья — энергоемкий и токсичный процесс.
Количество CO2, выделяемое при изготовлении аккумуляторов, отличается в зависимости от источников и типов энергии, применяемых при производстве. Большую часть литий-ионных батарей, около 77% мировых поставок, производят в Китае. Основной источник энергии там уголь. Он выделяет примерно в два раза больше парниковых газов по сравнению с природным газом, который также используют при высокотемпературном производстве.
Традиционный автомобиль тоже не обходится без аккумулятора, который выдает ток, чтобы запустить двигатель. Обычно это свинцово-кислотная батарея (АКБ). Она состоит из двух электродов, погруженных в раствор серной кислоты.
При производстве литиевой батареи выделяется в среднем в 1,7 раза больше CO2, чем при изготовлении свинцово-кислотной (12,5 т против 7,5 т). Таковы результаты исследования, которое опубликовала компания Bloomberg NEF в 2024 году. По словам авторов работы, эта разница может быть еще выше — все зависит от источников энергии, применяемых при производстве.
Электрокары vs авто на бензине
По данным исследования 2022 года
Вред природе в процессе эксплуатации
Некоммерческая организация «Союз заинтересованных ученых» из США сравнила углеродный след двух типов машин в процессе их производства и эксплуатации. Исследователи пришли к выводу, что сумма выбросов CO