Первому «Аватару» 15 лет. Как создавался революционный проект Джеймса Кэмерона
15 лет назад, 18 декабря 2009 года, в кинематографе случилась настоящая революция — в мировой прокат ворвался первый «Аватар» Джеймса Кэмерона, изменивший наше представление о том, как можно смотреть кино. А еще этот фантастический проект с невиданными технологиями и гуманистическим посылом поставил и долго удерживал очередной кассовый рекорд кинопроката. Кинокритик Елена Зархина рассказывает, как создавался новаторский «Аватар» и какую роль занял в наших сердцах и истории кино.
Сначала была идея
Вся история «Аватара» исчисляется 15-летними отрывками. За 15 лет до релиза фильма, в далеком 1994 году, Кэмерон написал 60-страничный первый драфт будущей истории, которая впитала в себя элементы самых любимых из числа прочитанных режиссером фантастических книг. Но, перечитав материал, Кэмерон понял, что у него на руках 60 страниц сценария, в котором герои пока так и не добрались ни до планеты Пандора, ни до космической программы «Аватар». Это был очень плотный текст с изобилием диалогов, напоминавших непроходимые джунгли диковинной планеты. Кэмерон рассудил, что в подобном виде сценарий никуда не годится, и отложил его в стол, тем более что впереди был масштабный «Титаник», отнимавший все силы и время.
После своего корабельного эпоса режиссер попытался вернуться к «Аватару», даже успев анонсировать проект. Но спустя время в очередной раз взял паузу: компьютерные технологии в конце 1990-х недотягивали до видения режиссера. Потому Кэмерон переключился на съемки документальных картин и лично стал участвовать в разработке технологий, способных создать «Аватар» в том виде, в котором он его задумал.
К середине нулевых сценарий был существенно переписан. А сам режиссер впоследствии неоднократно признавался, что текст беззастенчиво состоит из узнаваемых архетипов. Но таким был его изначальный авторский план, которого он придерживался. В сюжете можно уловить отсылки к самым разным проектам: от «Танцующего с волками» Кевина Костнера до диснеевской «Покахонтас». С последним мультфильмом особенно очевидны точки соприкосновения — это история про колониста Джона Смита и индейскую девушку Покахонтас. Человек с большой земли Смит, как и герой «Аватара» Джейк Салли (Сэм Уортингтон), отправляется на новую территорию, чтобы завоевать ее, но влюбляется в местную девушку и культуру, отказываясь от изначальных планов оккупировать чужую землю.
Кстати, инициалы Джейка Салли аналогичны инициалам Джона Смита, а на роль Нейтири (Зои Салдана) Кэмерон изначально хотел позвать К'орианку Килчер, сыгравшую Покахонтас в фильме Терренса Малика «Новый Свет». Но одним только этим художественные параллели не ограничиваются. Например, отвечая на вопрос, почему на'ви синего цвета, Кэмерон рассказал, что однажды его маме приснился сон о высокой женщине с синеватой кожей. Этот образ понравился режиссеру, тем более что он напоминал внешний вид индуистских богов. Вишну, Рама и Кришна традиционно изображаются с кожей синего цвета. А сам термин «аватар» основан на санскритском слове, означающем «проявление божественности в телесной форме».
К слову, про кастинг: первоначально на роль Салли Кэмерон рассматривал Мэтта Деймона и Джейка Джилленхола. Однако Деймон на тот момент снимался в «Ультиматуме Борна», а Джилленхол готовился к съемкам «Принца Персии». Спустя много лет Деймон признался, что лишил себя самого крупного актерского гонорара в истории, отказавшись от съемок у Кэмерона. По его словам, когда режиссер приглашал его в проект, помимо гонорара, также пообещал актеру 10% кассовых сборов, что равнялось бы $280 млн. «Я определенно войду в историю, потому что вы не найдете актера, который потерял больше денег, чем я», — отшучивался он.