Методом пропп
Стратегия ускользания Колобка, Баба-яга как проводник в загробный мир и эротические интенции Кощея – «Правила жизни» исследуют хтоническую подоплеку классических русских сказок и обнаруживают много неожиданного.
Сегодня сказка – это волшебная история, не скрывающая своей вымышленной природы. Обычно она адресована в первую очередь самой юной публике, но народная сказка никогда не была сугубо детским жанром. Только литераторы эпохи модерна, будучи людьми либо просвещенными, либо богобоязненными, принялись создавать литературные сказки специально для детей.
Народные сказители не стремились защитить аудиторию от опасного или травмирующего контента. Самые мрачные сюжеты в народных сказках часто скрыты под масками не ради самоцензуры, а благодаря сложным механизмам замещения и подстановки.
Фольклорная сказка не предполагала ухода от реальности. В традиционной культуре сказка – ложь с намеком, история об опыте жизни и смерти, об устройстве мира. Сказка существует в тесной связи с мифом и содержит в себе универсалии культуры. В обрядах ключевые события мифа проигрываются в таинственной, художественно-символической форме: например, рождение и смерть Солнца, поединок героя со змеем, похищение невесты божеством.
Какие суровые подтексты скрываются в знакомых с детства сказочных сюжетах?
Колобок
«Колобок» – одна из первых сказок, которую слышат русские дети. Забавный шарообразный герой – метис среди хлебобулочных изделий. Бабка наскребла его по сусекам из остатков муки. Такие лепешки-последыши, сделанные из закваски разных видов, поднимались особенно хорошо и имели круглую форму.
Самая очевидная ассоциация с Колобком – умирающее и возрождающееся Солнце. Колобок катится, то есть движется под уклон, к закату и тьме, пока не гибнет, проглоченный лисой. Таким образом, путешествие Колобка – это история годового солнечного цикла и одновременно сюжет о конце мира.
В то же время авантюрная природа Колобка позволяет рассматривать его как бунтаря. Он выбирает стратегию ускользания: уходит от бабушки и дедушки и отвергает судьбу, о чем и поет в своей революционной песенке. Он не дается на зубок создателям и стремится отстоять свое «я». Колобок проявляет себя титанической фигурой, восстав против заданного порядка вещей, и в финале несет наказание за гордыню. Колобок избегает череды лесных зверей, но не может обмануть судьбу и встречает гибель.
Баба-яга
Баба-яга – один из главных хтонических персонажей русской сказки, она отвечает за таинство смерти и перехода в загробную жизнь – это основной архаический мотив. Из сказок «Баба-яга», «Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди» мы знаем, что старуха живет на поляне дремучего леса во вращающейся избушке на курьих ножках и промышляет каннибализмом. Иногда Ягу ассоциируют с древнеславянской богиней смерти. В то же время она обладает выраженными атрибутами матери-хозяйки: ступа, метла, налаженное хозяйство, покровительство животным.
По одной из теорий, земледельцы пришли на смену охотникам и очернили героев прежних культов. Так, лесной шаман превращается в злого колдуна, а госпожа зверей – в ведьму, которая питается заблудившимися детьми. Поэтому в пересказе земледельцев герои предыдущей религии предстают демоническими персонажами, которых побеждает положительный герой. Филолог и фольклорист Владимир Пропп отмечает, что тема победы над лесной ведьмой появляется лишь с приходом новых верований, превращающих «святое и страшное в полугероический, полукомический гротеск».