Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техникаHi-Tech

Большая история маленького самолета. Часть 2

Дмитрий Гайдай

SSJ-100 авиакомпании Аэрофлот. Автор: Вадим Ежов

Впрошлом выпуске журнала было подробно рассмотрено начало истории проекта SSJ-100. Разработка суперджета стала новым вызовом для российского авиапрома, потребовала мобилизации ресурсов и позволила в конечном итоге создать продукт принципиально нового, мирового уровня. В этом выпуске продолжается исторический экскурс в уже следующий этап жизни лайнера – эксплуатацию, устранение детских болезней, модернизацию и импортозамещение. Как и ранее, через призму истории первого в новой России гражданского самолета будем наблюдать историю всего отечественного авиапрома в новейшем времени.

Big challenge

После получения сертификатов типа от МАК и EASA, российского и европейского регулирующих органов, история лайнера была непростой. Здесь будет уместен фрагмент интервью с Александром Викторовичем Долотовским, занимавшим в то время пост заместителя главного конструктора по аэродинамике ГСС:

«Проект – первый, компания – новая. Обычно, когда происходит такое сочетание, никто выдающегося от проекта не ждет. Как ни странно, когда, как вы знаете, мы работали с Боингом, и ребята с Боинга (а ребята эти были убеленные сединами старые инженерные кадры, которые делали программы 737, 767 и 777) говорили нам, что это «Big challenge» (большой вызов) организовать в чистом поле нового игрока».

В такой ситуации новый продукт неизбежно сталкивается с комплексом проблем. И такие проблемы у SSJ-100 были. Это и «детские болезни» различных систем, в том числе двигателей, и серьезные сложности с организацией полноценной системы поставки запчастей, и в целом системы послепродажного обслуживания. Все это приводило к тому, что на самолетах периодически возникали поломки, лайнеры месяцами простаивали на земле, а их суточный налет был очень скромным.

В средствах массовой информации часто приводятся данные за 2018 год – среднесуточный налет SSJ-100 у Аэрофлота составил 3,6 ч в сутки, в то время как Airbus А320 и Boeing 737-800 летали в среднем по 10 и 11 ч в сутки соответственно. СМИ также приводят данные по самолетам одного класса с суперджетом: «Самые близкие по вместимости к 98-местному SSJ100 региональные импортные суда тоже проводили больше времени в воздухе. В парке S7 Airlines 17 самолетов Embraer E-170 на 78 кресел. Он летал в среднем по 6 ч в сутки. У Pegas Fly 6 Embraer E-190 на 110 кресел. Эти самолеты летали по 10 ч в сутки» («Ведомости»).

Те же «Ведомости» приводят интервью с генеральным директором агентства «Авиапорт» Олегом Пантелеевым, в котором тот указывает, что: «SSJ100 корректнее сравнивать с региональными одноклассниками. <...> В мире хорошим для регионального судна считается налет 8 ч в сутки и выше».

В ожидании запчастей

В данном вопросе на первый план выходят сложности с системой послепродажного обслуживания (ППО) – она у SSJ-100 вызывала в прошлом большое количество нареканий. Качественная организация ППО является непростой задачей, осложняемой еще и тем, что у российских авиастроителей не было на тот момент опыта создания такой системы по современным мировым стандартам. Кроме того, создание с нуля масштабной системы ППО требует немалых затрат, тогда как количество обслуживаемых ею самолетов в первые годы было бы относительно невелико – полноценная система обслуживания и поставок запчастей, если бы она была создана в первые годы коммерческой жизни SSJ-100, вероятнее всего, обернулась бы колоссальными затратами для ГСС и ОАК.

В 2018–2019 годах начались крупномасштабные мероприятия, направленные на решение указанных проблем. Среди них – наращивание выпуска запчастей, создание складов. Отдельно стоит сказать про устранение неисправностей в силовой установке – двигатели Sam146, несмотря на неплохую топливную эффективность, принесли перевозчикам немало хлопот. Разработка силовой установки велась совместными силами российского НПО «Сатурн» и французской Snecma на совместном предприятии PowerJet. В этой кооперации Snecma отвечает за «горячую» часть двигателя – газогенератор, состоящий из компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления. Тогда как НПО «Сатурн» изготавливает «холодную» часть двигателя — вентилятор и турбину низкого давления, выполняет общую сборку и стендовые испытания готовой силовой установки.

Как показала практика, в ходе эксплуатации в камерах сгорания двигателя могут появляться трещины уже после 2000–4000 ч. налета, а иногда и после 1000 ч. В такой ситуации двигатель необходимо отправлять на капитальный ремонт, хотя заявленный производителем ресурс до капремонта – 7500–8000 ч. По этой причине самолеты могли простаивать месяцами, ожидая ремонта горячей части двигателя, проводимого на французском предприятии. Для решения проблемы производителем была доработана камера сгорания и локализован ремонт двигателя на российском предприятии. Также был создан пул подменных двигателей, которые могут быть временно использованы авиаперевозчиком на самолете, когда штатные двигатели находятся в ремонте.

Полученный опыт стал фактически первым в России по организации современной системы обслуживания большого парка лайнеров. Наработки по системе ППО и сама система в целом будут полезны при эксплуатации в будущем импортозамещенной версии самолетов МС-21-310, Ил-114 и, конечно, SSJ-100, переименованного не так давно в SJ-100.

Стоит, не летает

Описанные проблемы с созданием полноценной системы ППО, а точнее, с ее отсутствием, на первых порах подтверждали многие эксплуатанты. Если Аэрофлот обычно немногословен в том, что касается SSJ100, то, например, авиакомпания «Якутия» неоднократно высказывалась о проблемах с лайнером. Главная претензия – долгое ожидание запчастей и проблемы с двигателями. Авиакомпания «Ямал» сообщала, что из 15 эксплуатируемых у нее SSJ-100 в некоторые моменты в состоянии летной годности находилось всего 7–8 машин. Причины те же.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сбросить кредитные кандалы Сбросить кредитные кандалы

Почему мы готовы вновь и вновь выплачивать высокие проценты по займам?

Psychologies
Новая жизнь Новая жизнь

Как прийти в себя после праздников за несколько дней

Лиза
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
«Братский поцелуй» «Братский поцелуй»

Одна из самых известный фотографий сделана в ГДР, 7 октября 1979 года

Дилетант
Постельные сцены Постельные сцены

14 фактов о сне, которые сделают твои ночи комфортнее

Лиза
Вредные советы Вредные советы

Какие ошибки способны превратить романтический вечер в кошмар?

Лиза
Грибной сезон Грибной сезон

Адаптогены на страже красоты: изучаем баночки и ищем правильные ингредиенты

Лиза
Когда не развернуться Когда не развернуться

Как организовать хранение в маленькой квартире

Лиза
После вчерашнего После вчерашнего

10 приемов, помогающих избежать похмелья

Лиза
Холодный букет Холодный букет

Какие цветы будут хорошо смотреться в вазе зимой

Лиза
Стройная и гибкая Стройная и гибкая

Ты заметишь результат уже через 3 недели регулярных тренировок

Лиза
5 правил перезагрузки 5 правил перезагрузки

Как избавиться от лишних килограммов

Лиза
Как ускорить копушу Как ускорить копушу

Как ускорить вашего копушу, не доводя до нервоза?

Лиза
Глобальное осушение: можно ли избежать войн за пресную воду Глобальное осушение: можно ли избежать войн за пресную воду

Спрос на пресную воду растет, а ее количество, похоже, уменьшается

Forbes
Чемоданы бывают разные... Чемоданы бывают разные...

Допустим, вы собираетесь лететь в Иркутск. Ясное дело, вам надо собрать чемодан

Знание – сила
Направо пойдешь? Направо пойдешь?

Чтобы реже ошибаться, важно знать, как работает механизм принятия решений

VOICE
Камчатка: необычному региону — необычные законы Камчатка: необычному региону — необычные законы

Приоритеты деятельности регионального камчатского парламента

ФедералПресс
Как подводить итоги года правильно: 5 пунктов, которые поднимут вашу самооценку и мотивируют на движение Как подводить итоги года правильно: 5 пунктов, которые поднимут вашу самооценку и мотивируют на движение

Итоги года: как сделать этот процесс наполняющим, а не разочаровывающим?

Psychologies
Лучшие открытые концовки в кинофильмах Лучшие открытые концовки в кинофильмах

Фильмы, которые невероятно красиво оставляют зрителя с незаконченной историей

Maxim
«Никто не может нас обидеть, кроме нас самих»: почему это неправда «Никто не может нас обидеть, кроме нас самих»: почему это неправда

Почему нельзя игнорировать обиду?

Psychologies
9 неожиданных вещей, которые можно и нужно мыть в посудомоечной машине 9 неожиданных вещей, которые можно и нужно мыть в посудомоечной машине

Посудомоечная машина способна мыть не только посуду

ТехИнсайдер
«Мы читаем о реальной жизни»: рэпер Whole Lotta Swag о творчестве, планах и успехе «Мы читаем о реальной жизни»: рэпер Whole Lotta Swag о творчестве, планах и успехе

Whole Lotta Swag — о своем отношении к критике и философии успеха

Forbes
Мусульманское серебро Древней Руси Мусульманское серебро Древней Руси

Воздвиженский клад в Новгороде — настоящее сокровище

Наука
Не можем повторить Не можем повторить

«Арман»: внук Бергмана дебютирует драмой о ПТСР

Weekend
Как получить ЭПСМ на снегоход и квадрицикл – и избежать ошибки, которую делают 70% владельцев Как получить ЭПСМ на снегоход и квадрицикл – и избежать ошибки, которую делают 70% владельцев

Какие основные шаги надо проделать, чтобы получить ЭПСМ

ТехИнсайдер
Ольга и Мария Гусевы Ольга и Мария Гусевы

Фэшн-дивы Ольга и Мария Гусевы собрали уникальную коллекцию посуды

Собака.ru
Астрономы отыскали две популяции темных комет в Солнечной cистеме Астрономы отыскали две популяции темных комет в Солнечной cистеме

Астрономы обнаружили семь новых объектов класса темных комет

N+1
Время управлять собой: почему self-skills становятся решающими для карьеры и бизнеса Время управлять собой: почему self-skills становятся решающими для карьеры и бизнеса

Что такое self-skills и зачем они нужны в работе?

Forbes
Шаг за шагом до Европы Шаг за шагом до Европы

Как на спутнике Юпитера Европе будут искать внеземные организмы

ТехИнсайдер
Бесчеловечные хищники морских глубин Бесчеловечные хищники морских глубин

Автономные необитаемые подводные аппараты ВМС США

Обозрение армии и флота
Открыть в приложении