Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техникаHi-Tech

Большая история маленького самолета. Часть 2

Дмитрий Гайдай

SSJ-100 авиакомпании Аэрофлот. Автор: Вадим Ежов

Впрошлом выпуске журнала было подробно рассмотрено начало истории проекта SSJ-100. Разработка суперджета стала новым вызовом для российского авиапрома, потребовала мобилизации ресурсов и позволила в конечном итоге создать продукт принципиально нового, мирового уровня. В этом выпуске продолжается исторический экскурс в уже следующий этап жизни лайнера – эксплуатацию, устранение детских болезней, модернизацию и импортозамещение. Как и ранее, через призму истории первого в новой России гражданского самолета будем наблюдать историю всего отечественного авиапрома в новейшем времени.

Big challenge

После получения сертификатов типа от МАК и EASA, российского и европейского регулирующих органов, история лайнера была непростой. Здесь будет уместен фрагмент интервью с Александром Викторовичем Долотовским, занимавшим в то время пост заместителя главного конструктора по аэродинамике ГСС:

«Проект – первый, компания – новая. Обычно, когда происходит такое сочетание, никто выдающегося от проекта не ждет. Как ни странно, когда, как вы знаете, мы работали с Боингом, и ребята с Боинга (а ребята эти были убеленные сединами старые инженерные кадры, которые делали программы 737, 767 и 777) говорили нам, что это «Big challenge» (большой вызов) организовать в чистом поле нового игрока».

В такой ситуации новый продукт неизбежно сталкивается с комплексом проблем. И такие проблемы у SSJ-100 были. Это и «детские болезни» различных систем, в том числе двигателей, и серьезные сложности с организацией полноценной системы поставки запчастей, и в целом системы послепродажного обслуживания. Все это приводило к тому, что на самолетах периодически возникали поломки, лайнеры месяцами простаивали на земле, а их суточный налет был очень скромным.

В средствах массовой информации часто приводятся данные за 2018 год – среднесуточный налет SSJ-100 у Аэрофлота составил 3,6 ч в сутки, в то время как Airbus А320 и Boeing 737-800 летали в среднем по 10 и 11 ч в сутки соответственно. СМИ также приводят данные по самолетам одного класса с суперджетом: «Самые близкие по вместимости к 98-местному SSJ100 региональные импортные суда тоже проводили больше времени в воздухе. В парке S7 Airlines 17 самолетов Embraer E-170 на 78 кресел. Он летал в среднем по 6 ч в сутки. У Pegas Fly 6 Embraer E-190 на 110 кресел. Эти самолеты летали по 10 ч в сутки» («Ведомости»).

Те же «Ведомости» приводят интервью с генеральным директором агентства «Авиапорт» Олегом Пантелеевым, в котором тот указывает, что: «SSJ100 корректнее сравнивать с региональными одноклассниками. <...> В мире хорошим для регионального судна считается налет 8 ч в сутки и выше».

В ожидании запчастей

В данном вопросе на первый план выходят сложности с системой послепродажного обслуживания (ППО) – она у SSJ-100 вызывала в прошлом большое количество нареканий. Качественная организация ППО является непростой задачей, осложняемой еще и тем, что у российских авиастроителей не было на тот момент опыта создания такой системы по современным мировым стандартам. Кроме того, создание с нуля масштабной системы ППО требует немалых затрат, тогда как количество обслуживаемых ею самолетов в первые годы было бы относительно невелико – полноценная система обслуживания и поставок запчастей, если бы она была создана в первые годы коммерческой жизни SSJ-100, вероятнее всего, обернулась бы колоссальными затратами для ГСС и ОАК.

В 2018–2019 годах начались крупномасштабные мероприятия, направленные на решение указанных проблем. Среди них – наращивание выпуска запчастей, создание складов. Отдельно стоит сказать про устранение неисправностей в силовой установке – двигатели Sam146, несмотря на неплохую топливную эффективность, принесли перевозчикам немало хлопот. Разработка силовой установки велась совместными силами российского НПО «Сатурн» и французской Snecma на совместном предприятии PowerJet. В этой кооперации Snecma отвечает за «горячую» часть двигателя – газогенератор, состоящий из компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления. Тогда как НПО «Сатурн» изготавливает «холодную» часть двигателя — вентилятор и турбину низкого давления, выполняет общую сборку и стендовые испытания готовой силовой установки.

Как показала практика, в ходе эксплуатации в камерах сгорания двигателя могут появляться трещины уже после 2000–4000 ч. налета, а иногда и после 1000 ч. В такой ситуации двигатель необходимо отправлять на капитальный ремонт, хотя заявленный производителем ресурс до капремонта – 7500–8000 ч. По этой причине самолеты могли простаивать месяцами, ожидая ремонта горячей части двигателя, проводимого на французском предприятии. Для решения проблемы производителем была доработана камера сгорания и локализован ремонт двигателя на российском предприятии. Также был создан пул подменных двигателей, которые могут быть временно использованы авиаперевозчиком на самолете, когда штатные двигатели находятся в ремонте.

Полученный опыт стал фактически первым в России по организации современной системы обслуживания большого парка лайнеров. Наработки по системе ППО и сама система в целом будут полезны при эксплуатации в будущем импортозамещенной версии самолетов МС-21-310, Ил-114 и, конечно, SSJ-100, переименованного не так давно в SJ-100.

Стоит, не летает

Описанные проблемы с созданием полноценной системы ППО, а точнее, с ее отсутствием, на первых порах подтверждали многие эксплуатанты. Если Аэрофлот обычно немногословен в том, что касается SSJ-100, то, например, авиакомпания «Якутия» неоднократно высказывалась о проблемах с лайнером. Главная претензия – долгое ожидание запчастей и проблемы с двигателями. Авиакомпания «Ямал» сообщала, что из 15 эксплуатируемых у нее SSJ-100 в некоторые моменты в состоянии летной годности находилось всего 7–8 машин. Причины те же.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Немирное «земледелие» Немирное «земледелие»

Как работает система залпового минирования

Популярная механика
Мальта. Тайны мегалитических построек Мальта. Тайны мегалитических построек

Мальта по праву может называться одной из колыбелей развития человечества

Зеркало Мира
«Братский поцелуй» «Братский поцелуй»

Одна из самых известный фотографий сделана в ГДР, 7 октября 1979 года

Дилетант
Нация и коллаборация Нация и коллаборация

50 лет «Лакомбу Люсьену» Луи Маля

Weekend
Грозные «молодцы» мчались по рельсам Грозные «молодцы» мчались по рельсам

Рассвет и закат боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК)

Наука и техника
Откуда что пошло на флоте. Рождение парового судна Откуда что пошло на флоте. Рождение парового судна

Как и с чего начиналась «пароходная лихорадка»?

Наука и техника
Метаморфозы «маленького дуче» Метаморфозы «маленького дуче»

Как Бенито Муссолини стал полновластным диктатором Италии

Дилетант
Принцесса Диана обнимает взрослых сыновей: кто «воскрешает» знаменитостей и почему многих это пугает? Принцесса Диана обнимает взрослых сыновей: кто «воскрешает» знаменитостей и почему многих это пугает?

Мин Чой опубликовал несколько постов с ожившими звездами. Почему это страшно?

Psychologies
Вся правда о холестерине Вся правда о холестерине

Что на самом деле вызывает заболевания сердца и сосудов

kiozk originals
Что такое движение «Ни-ни», и почему оно набирает обороты Что такое движение «Ни-ни», и почему оно набирает обороты

Почему каждый пятый зумер в мире не хочет работать?

Psychologies
Казахстан проголосовал за мягкую либерализацию Казахстан проголосовал за мягкую либерализацию

Конституция Казахстана будет меняться уже в шестой раз

Эксперт
«Нет причин не продлить нашу жизнь до 200 лет и даже до 1000» «Нет причин не продлить нашу жизнь до 200 лет и даже до 1000»

Как мировая наука и бизнес борются со старением

РБК
Со времен Александра Невского Со времен Александра Невского

Пять московских достопримечательностей с удивительной историей

Зеркало Мира
Как можно использовать искусственный интеллект для создания видео? Интересные факты Как можно использовать искусственный интеллект для создания видео? Интересные факты

Как работают ИИ-видеогенераторы, где их применяют и что ждет нас в будущем

ТехИнсайдер
«Никто не прибьет полку так хорошо, как ты!»: как общаться с окружающими без манипуляций «Никто не прибьет полку так хорошо, как ты!»: как общаться с окружающими без манипуляций

Может ли ложь быть безобидной?

Psychologies
Сказка – это будущее Сказка – это будущее

Об эскапизме, о будущем и о разнице между личной и общественной моралью

Правила жизни
Каир: город святости, богатства и нищеты Каир: город святости, богатства и нищеты

Египет бывает разный! Послушаем бывалого путешественника

Зеркало Мира
Зарождение гидроавиации Зарождение гидроавиации

Как воплощали идею самолета, способного взлетать с водной поверхности

Знание – сила
Как влюбить в себя и удержать мужчину, не манипулируя им: 6 шагов Как влюбить в себя и удержать мужчину, не манипулируя им: 6 шагов

Может ли манипуляция в отношениях быть «во благо»?

Psychologies
10 весомых фактов 10 весомых фактов

Ученые открыли немало способов, помогающих легко держать вес под контролем

Лиза
Банковская идея Банковская идея

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности

Деньги
Что делать, когда один из супругов оказался в долгах: разбор частых ситуаций и мнения юриста и психолога Что делать, когда один из супругов оказался в долгах: разбор частых ситуаций и мнения юриста и психолога

Как обсуждать с близкими людьми непростые ситуации, касающиеся денег?

Psychologies
Дорогая моя Москва Дорогая моя Москва

Краткая история элитных районов Москвы

СНОБ
Миллиардер Джек Ковин занял денег у 30 человек, чтобы построить империю бургеров Миллиардер Джек Ковин занял денег у 30 человек, чтобы построить империю бургеров

Как Джек Ковин основал бургерную империю Hungry Jack’s

Inc.
Болезнь начинается раньше, чем мы думаем: как узнать о деменции за годы до ее проявлений Болезнь начинается раньше, чем мы думаем: как узнать о деменции за годы до ее проявлений

4 симптома, которые могут с высокой вероятностью указать на развитие деменции

Psychologies
Как помочь заскучавшему сотруднику и при чем здесь теория поколений Как помочь заскучавшему сотруднику и при чем здесь теория поколений

Как разжечь в сотруднике былой интерес к работе?

Forbes
Лучшие сказки пишутся для себя Лучшие сказки пишутся для себя

Какими должны быть сказки, для кого автор пишет и ходят ли дети в библиотеки

Правила жизни
«У человечества сейчас сказочный период» «У человечества сейчас сказочный период»

Юрий Колокольников о моде на сказки, глобализации, инопланетянах и котах

Правила жизни
Назад в будущее: почему IT-гиганты стали инвестировать миллиарды в атомную энергию Назад в будущее: почему IT-гиганты стали инвестировать миллиарды в атомную энергию

Почему корпорации ищут спасение «старом» атоме и причем тут ИИ?

Forbes
Юлианна Караулова: «Пусть сбудется всё, что загадано под бой курантов!» Юлианна Караулова: «Пусть сбудется всё, что загадано под бой курантов!»

Юлианна Караулова о семейных традициях празднования Нового года

Здоровье
Открыть в приложении