Лучшие сказки пишутся для себя
Какими должны быть сказки в современном мире, для кого автор пишет сказки, ходят ли дети в библиотеки – эти и другие вопросы по приглашению «Правил жизни» обсудили двое сказочников, художник, издатель и директор Дома творчества «Переделкино».
Валентина: Тема нашего круглого стола: «Откуда сегодня берется волшебство в сказках и может ли оно исчезнуть?» Вообще, как вам кажется, что сегодня является сказкой и в каком виде она попадает к детям?
Дарья: Это в первую очередь приключение. Путешествие за границами реальности, которое несет какой-то важный смысл (ритуальный, культурный или просто воспитательный). Сначала сказки читают родители, с каждой книжкой границы мира ребенка расширяются, потом просыпается фантазия, и ребенок уже сам сочиняет. Это очень важная функция сказки – учить мыслить вне предметного мира, который нас окружает. Как она попадает к нам? Да отовсюду, в принципе. Все что угодно может отправить ребенка или взрослого в приключение.
Валентина: Можно я задам вопрос вам не только как руководителю «Переделкино», но и как маме? Чувствуете ли вы разницу между тем, как сказки попадали в вашу жизнь, в ваше детство, и тем, как они попадают к вашим детям?
Дарья: Я думаю, что в этом отношении ничего не меняется. Если речь о новых технологиях, то я думаю, что игровые и мультимедиа-миры любовь к сказке и сказочным мирам только усилили. При этом в «Переделкино» по-прежнему самое популярное место – это дом Чуковского и чудо-дерево рядом с ним. И библиотека, которую построил Корней Иванович для соседских детей, до сих пор жива и работает. Туда все время приходят, приносят книги. Технологии технологиями, но традицию несут люди.
Лана: Я бы сказала, что для меня сказки – это в первую очередь связь поколений. Ну и способ сформировать у детей культурные и моральные ценности, конечно. Есть такой забавный момент: дети часто влюбляются в сказки не с первого раза. Но со временем начинают ценить их – знаете, за что? За предсказуемость сюжета, за то, что добро в конце всегда побеждает зло.
Валентина: Вот я про себя могу сказать, что в детстве для меня это был способ уйти от реальности (в хорошем смысле этого слова) и получить какой-то новый опыт, который в реальности я получить не могла, хотя очень хотелось. И наверное, самый болезненный для меня момент со сказочной книжкой был связан с тем, что мое воображение добавляло сказке огромное количество деталей, а потрогать и увидеть все это я не могла. Такое удовольствие, но всегда немного болезненное.
Алексей: Мне кажется, тут нет разночтений. Мы все примерно понимаем, что сказочная история – это история, в которой создается второе пространство – со своими внутренними законами, правилами, существами, которые там обитают. Часто это пространство более достоверно, важно и значимо для ребенка, чем реальность, которая его окружает. Именно поэтому сказки могут быть местом, куда люди прячутся, местом, которое дает людям силу. Именно поэтому мы со сказками не расстаемся в нашей карманной вселенной, которую мы носим с собой.
Валентина: Почему ты сказал, что сказки бывают важнее, чем реальность?
Алексей: Потому что на самом деле реальности не существует. Она в голове. Мы так или иначе создаем для себя свои собственные истории или читаем какие-то истории и наполняем свой собственный мир. И они могут быть важнее, чем что-то внешнее, они могут быть значимее. Я уверен, что сказки сочиняли даже в концентрационных лагерях. Это базовая потребность человека – сочинять сказки.
Валентина: Для кого авторы сегодня пишут, а издатели издают сказки? Для родителей или для детей?
Лана: Давайте я попробую ответить от лица издателя. Мне кажется, что автор пишет прежде всего для детей. И, как правило, его цель не просто развлекать, но и передавать какие-то важные уроки и ценности. Дружба, справедливость, любовь, доброта. Особенно в последний год актуальные темы. Что касается издателя, то хороший издатель работает для всей семьи. Я к этому мнению пришла, наверное, пару лет назад, когда анализировала наш редакционный портфель. Мы решали, нужны ли нам вообще сказки. Выяснилось, что это достаточно частая история: вот есть сказка «Лисичка со скалочкой», мне ее читала бабушка, а я теперь читаю своим детям. Такая маленькая семейная традиция. Это, пожалуй, основная причина, по которой мы издаем сказки.
Дарья: Я хочу от себя добавить, что, по моему (читательскому) наблюдению, лучшие сказки пишутся для себя. Когда автор пишет книгу про себя, для себя, на основе своих наблюдений, тогда получается вещь совершенно невероятная: сказочный мир не придуман искусственно, а создан вокруг личности. Примеров тому большое множество.
Алексей: Конечно. Я для себя пишу сказки. Если мне неинтересно, я не пишу. Что тут думать-то? Даже сказка на заказ пишется для себя, потому что если ты пишешь сказку без фана, без драйва, то сказки не получится. Получится ужасно унылое сочинение «Как я провел сказочное лето». Другое дело – сказка как объект издательской политики. Ты как-то смешиваешь в вопросе одно с другим.
Валентина: Это смешиваю не я, а жизнь.
Алексей: Нет, ты пишешь, а тебе говорят: вот эта книжка не имеет коммерческой перспективы, а эта – имеет. Я могу про себя сказать, у меня есть такая. Я ее нежно люблю, но непонятно, как ее позиционировать на рынке, поэтому она подвисает. Это «Кролы и цаки». Там герои – животные. Из-за того что они животные, книжка в восприятии читательском – про зверюшек. Но там не про зверюшек, там нормальная подростковая история. Мне нравится, я не собираюсь от нее отказываться, но при этом я знаю, что вряд ли ее продолжение возьмут, потому что нет отклика.
Валентина: Окей, автор пишет для себя. Как не уйти при этом в психотерапевтическую работу со своими личными проблемами? Следует ли оберегать от них ребенка, который возьмет твою книжку в руки и будет читать? Он не «отравится»?