Поднять китеж
От поиска новой национальной идентичности до побега от социалистической ортодоксии – «Правила жизни» рассказывают о том, чем в разные эпохи была сказка для людей, которые ее рисовали.
На первый взгляд может показаться, что сказочные иллюстрации – тема предельно несерьезная. Ну какая может быть связь между картинками с волшебниками, принцессами и драконами с одной стороны и актуальными вопросами современности – с другой? Это впечатление обманчиво. Работы и биографии сказочных иллюстраторов часто отражают эпоху не в меньшей, а где-то и в большей степени, чем работы и биографии их коллег, имевших дело со взрослым искусством. Это логично: ведь любая сказка о прошлом всегда в той или иной степени история про концентрированное настоящее. От художников, которые искали новую идентичность, до детей военной поры, мечтавших о сказке, или авангардистов, бежавших от соцреализма, – в каждую эпоху судьбы и работы художников, работавших с детской иллюстрацией, отражали тот мир и то время, в которых они жили.
Мода на модерн
В начале XX века Россию охватил интерес к национальной культуре. С одной стороны, началась эпоха модерна с ее стилизацией и эстетизацией фольклорных черт. С другой – мода на романтический национализм охватила тогда все европейские страны, и Россия здесь не была исключением. Как и прерафаэлиты в Англии или, скажем, немецкие романтики, русские художники в поисках идентичности изобретали никогда не существовавшее прошлое, черпая вдохновение в сказочных образах. Сказки вдруг стали модной темой, потеснив античные и исторические сюжеты. Над сказочными иллюстрациями работали лучшие мастера. Вот только некоторые имена.
Елена Дмитриевна Поленова
Сестра-близняшка Василия Поленова, живописца, благодаря которому в русском искусстве стали модными заросшие дворики, пруды и старые усадьбы. В конце XIX века Поленова стала практически первой в России женщиной-иллюстратором.
Семейная жизнь ее не сложилась – родители не дали согласия на брак с бедным студентом, в которого она была влюблена. Художница замуж не вышла, а любовь к детям воплотила в иллюстрациях детских книг. По мнению Александра Бенуа, она первой из русских художников обратила внимание на мир детства.
В 1889 году вышла «Война грибов», для которой Поленова разработала весь макет, в том числе шрифт и иллюстрации. Далее последовали иллюстрации к «Деду Морозу», «Волку и лисе», «Иванушке-дурачку», «Избушке на курьих ножках». Именно Поленова ввела в российскую графику образы и формы модерна: плоские цветовые пятна, внимательность к контуру, линии, орнаменты и народный декор – словом, все то, что потом будут использовать Билибин, Васнецов и другие художники русского стиля.
Борис Васильевич Зворыкин
Московский художник-график, самый популярный в начале XX века, но незаслуженно забытый после эмиграции. Зворыкин иллюстрировал книги, расписывал церкви, но по-настоящему популярным его сделали открытки, печатавшиеся в типографиях Сытина и Маркса, – они были в моде и в начале века, и особенно в период патриотического подъема в годы Первой мировой войны.
Зворыкин внимательно следил за работой Елены Поленовой, но в Поленово и Абрамцево – двух главных местах притяжения художников, интересовавшихся историей и русским стилем, – не бывал. Будучи глухонемым, он избегал общения с людьми, предпочитая наблюдать за природой и посещать выставки. Он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем работал художником-оформителем в типографии Левенсона, где разрабатывал в числе прочего дизайн меню для императорских приемов.
Когда Поленова открыла для русских художников мир детской иллюстрации, Зворыкин вошел в него одним из первых: в 1903 году он оформил «Сказку о Золотом петушке» Пушкина, а в 1917-м – «Товарищей» А. Ремизова, «Рождественского деда» и «Ягу и Земляничку» В. Смирнова. Зворыкина с Билибиным часто путают – их стили и правда похожи. Оба стремились создать новый русский стиль и увлекались деталями и орнаментом. Но у Зворыкина не было такого чувства пейзажа, а кроме того, его стиль больше тяготеет к четкости и геометричности.
Иван Яковлевич Билибин
Самый известный художник, иллюстрировавший русские сказки. Один из главных представителей русского модерна, он работал в дизайне, в промышленной графике, создавал сценографию для опер и балетов. Оформление дягилевских «Золотого петушка», «Садко» и «Сказки о царе Салтане» прославило его в Европе.
Сын петербургского морского офицера, Билибин собирался делать карьеру юриста и только на последнем курсе все же выбрал искусство. В отличие от Зворыкина, который вдохновлялся музейными ценностями и журналами, Билибин сам ездил в этнографические путешествия, изучая художественные формы Русского Севера.
В 1898 году в петербургской «Экспедиции заготовления государственных бумаг» выходит первая оформленная Билибиным книга – «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке». В ней уже есть все характерные черты художника: контурность, образность пейзажа и детальная проработка образов. За этой книжкой следуют «Василиса Прекрасная» (1899) «Царевна-лягушка» (1900), «Марья Моревна» (1901) и «Перышко Финиста Ясна-Сокола» (1902) – все это легендарные издания, на которых выросло уже шесть поколений.