От мини-юбок до сжигания хиджабов: как за 100 лет поменялось положение женщин в Иране
В середине XX века Иран считался одной из самых прогрессивных мусульманских стран. Женщины могли носить мини-юбки и брючные костюмы, устраиваться на работу и учиться, не спрашивая разрешения у мужей. Однако Исламская революция 1979 года ознаменовалась серьезным откатом в правах женщин в стране. Forbes Woman рассказывает, как внешний вид иранок и их положение в обществе становились предметом манипуляций со стороны властей и почему даже внутри феминистского движения женщины не могли договориться о том, как они хотят житью.
Доступ к образованию и отказ от хиджаба
С конца XIX века среди иранской интеллигенции стали популярны размышления о правах и свободах женщин. Новые идеи проникали в страну через Турцию и Египет, где шли социальные перемены. В Египте в 1873 году была открыта первая женская школа, а ближе к концу века обсуждалась возможность отказа от ношения хиджаба. Турчанки же в 1890-х активно пробовали себя в писательстве и публицистике, совмещая творчество с преподавательской, научной и общественной деятельностью. В 1926 году новый турецкий гражданский кодекс упразднил многоженство, женщины получили равные с мужчинами права на развод и наследство. В это время иранки все еще рассматривались государством как принадлежащие своим отцам и мужьям, их политическое участие могло быть направлено только на поддержку взглядов родственников мужского пола.
Ситуация с правами женщин в Иране изменилась, когда в 1921 году страну возглавил шах Реза Пехлеви, который продержался у власти до 1941 года. В январе 1936 года он издал указ, запретивший носить хиджаб и другие традиционные исламские элементы одежды, причем не только женщинам, но и мужчинам. Пехлеви призывал иранцев носить одежду европейского образца и в поддержку кампании против ношения хиджаба создал в 1935 году «Женский центр», где преподавательницы вели лекции непокрытыми. Подконтрольная правительству пресса публиковала статьи о недостатках чадры, а полиции было разрешено прямо на улицах срывать с женщин вещи, которые выглядели «не по-европейски». Запрещалось даже носить шарфы.
Политика Пехлеви была поддержана преимущественно представительницами высших слоев населения. Она оказалась болезненной для многих женщин, которые воспринимали традиционную исламскую одежду как символ женского достоинства и защиту от навязчивых взглядов мужчин. Чтобы не переодеваться в европейское платье, многие иранки предпочитали оставаться дома, а походы по магазинам, административным учреждениям или даже общение с соседями приходилось поручать мужьям, сыновьям, братьям и другим родственникам мужского пола. Таким образом, женщины становились еще большими заложницами патриархальной системы.
Происходили изменения не только во внешнем виде иранок. В это же время активистка Фатемех Сайя стала первой женщиной — преподавателем Тегеранского университета. До нее женщины вели занятия только в школах. После пяти лет работы в качестве ассистента на кафедре зарубежной литературы она смогла добиться звания профессора. Незадолго до указа 1936 года Фатемех была принята на работу в Министерство культуры Ирана и возглавила в нем Департамент женского образования.