Рассвет и закат боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК)

Наука и техникаОбщество

Грозные «молодцы» мчались по рельсам

Константин Ришес

Сегодня эту историю уже можно рассказывать с конца. Минуло без малого 18 лет с того печального для многих тружеников советского, затем российского ВПК (Военно-промышленного комплекса) дня 13 ноября 2006 года, когда на технической базе под Брянском вершился процесс утилизации последнего боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) – недавней грозы вероятного противника и гордости советской оборонки.

Его уничтожение, как и предшествующих 11 комплексов, проходило под бдительным непосредственным наблюдением контрольной инспекции США в соответствии с договором СНВ–1. «Антисозидательные работы» выполнялись, можно сказать, за счет «заказчика», то есть финансировались из бюджета США.

Как все начиналось

А начиналась история БЖРК лет 60 назад. В начале 60-х годов прошлого века, в разгар «холодной» войны и ракетно-ядерной эйфории по обе стороны океана, в Советском Союзе возникла идея о постановке боевых ракет на рельсы с целью придания им мобильности и скрытности. В 1966–1968 годах был разработан эскизный проект БЖРК. Однако в те времена по самым разным причинам работа не получила дальнейшего развития.

Реально действия в этом направлении начались лишь в 1977 году.

К работе по столь новаторской теме было привлечено множество научных, конструкторских и производственных организаций. Головным было назначено КБ «Южное», Днепропетровск. Возглавлял его в те времена главный конструктор Владимир Федорович Уткин. Разработчиком пускового модуля для будущей ракеты стало ленинградское КБ средств механизации (КБСМ), где работы возглавил родной (младший) брат Владимира Уткина – Алексей. Здесь уместно упомянуть, что эту славную семейную когорту ракетостроителей возглавлял самый старший брат – Николай Уткин, на момент описываемых событий – проректор по науке Ленинградского военно-механического института (ныне Балтийский технический университет «Военмех»), многие ученые и инженеры-выпускники которого активно включились в работы по созданию БЖРК. Все три брата Уткины были выпускниками «Военмеха» разных лет, а в 50-е годы Николай Федорович уже стал деканом факультета, на котором в те далекие годы учился автор настоящей статьи.

Зачем Союзу понадобился БЖРК

Причинами для создания БЖРК явились:

– быстрый прогресс в области космической разведки, вследствие чего все стационарные позиции советских межконтинентальных баллистических ракет (МБР), в том числе и шахтные пусковые установки, несмотря на все меры маскировки, довольно быстро становились известными вероятному противнику. Аналогичная ситуация складывалась и с другими компонентами «ядерной триады СССР» – базами носителей ядерного оружия – атомных подводных лодок (АПЛ) и аэродромами стратегической авиации;

– появление на европейских базах НАТО новых американских ракет средней дальности «Першинг–2», обладающих на тот момент высочайшей точностью стрельбы: при дальности порядка 2000 км отклонение их боеголовок от цели не превышало несколько метров;

– разведданные о том, что США начали концептуальную проработку проекта размещения новой МБР «Пискипер» на железнодорожной платформе (на самом деле, когда в США только задумались над подобной идеей, а подумав, вначале и отказались от нее, в СССР уже активно шло рабочее проектирование БЖРК).

Выяснилось, что американские стратеги посчитали, что, учитывая относительно небольшую протяженность и разветвленность американских железных дорог, к тому же, как правило, принадлежащих частным компаниям, вряд ли удастся обеспечить требуемую скрытность ракетных поездов.

Однако позже ими было проведено математическое моделирование, показавшее, что при рассредоточении 25 ракетных поездов на 120 тыс. км железных дорог (при том, что общая протяженность американских дорог все же составляет порядка 270 тыс. км) вероятность поражения этих поездов не превысит 10% даже при атаке 150 советскими МБР типа SS-18 (по классификации НАТО, «Сатана»). В результате в США в 1988 году вернулись к идее БЖРК и даже довели дело до опытного образца. Но СССР к тому времени был уже далеко впереди: осенью 1987 года первый советский БЖРК был принят в опытную эксплуатацию, а уже в 1991 году на боевое патрулирование выходили 12 ракетных поездов, нареченных у себя на родине РТ-23УТТХ «Молодец» и SS-24 «Скальпель» – у НАТО.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рим и германцы Рим и германцы

Встреча с варварами потрясла Рим, заставив изменить организацию римской армии

Дилетант
Привезите мне на Новый год санкционку в подарок Привезите мне на Новый год санкционку в подарок

Какими путями в страну попадает импорт и какие препятствия стоят у него на пути

Монокль
Вакуумный корабль Вакуумный корабль

Отличным грузовым транспортом могут стать дирижабли, наполненные вакуумом

ТехИнсайдер
Видел номер? Видел номер?

Журнал «Автопилот», спасибо за готовый штамп, «появился в совсем другой стране»

Автопилот
Кочек нет – но рессоры нужны. Тележки локомотивов и вагонов Кочек нет – но рессоры нужны. Тележки локомотивов и вагонов

Подробно о рессорах, колесных парах и тележках электровозов

Наука и техника
«Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу» «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу»

Во время похода в Персию Александр Ма­кедонский тяжело заболел

Дилетант
Большая история маленького самолета. Часть 2 Большая история маленького самолета. Часть 2

Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техника
«Грозы сии пойдут во славу России» «Грозы сии пойдут во славу России»

Ушаков не потерял в боях ни одного корабля, не потерпел ни одного поражения

Зеркало Мира
Наполеоновские планы Наполеоновские планы

Консервы, производство свекольного сахара – это началось в Наполеоновскую эпоху

Вокруг света
Как развить уверенность в себе, если вас воспитывали критикующие родители: 6 шагов Как развить уверенность в себе, если вас воспитывали критикующие родители: 6 шагов

Чем грозят долгие годы жизни с критикующими родителями?

Psychologies
Семь подземных королей Семь подземных королей

Удивительные машины, которые можно встретить только под землей

ТехИнсайдер
Болезнь от поцелуев Болезнь от поцелуев

Вирус Эпштейна–Барр: чем он опасен и как его вовремя распознать?

Лиза
Чужая территория: что учесть при выходе на рынок Азии Чужая территория: что учесть при выходе на рынок Азии

Особенности азиатского рынка, его тренды и возможности

Inc.
Вдохновленные превосходством Вдохновленные превосходством

Квантовая гонка: за что борется Россия и какие имеет шансы на победу?

Монокль
7 реальных историй хотела здорово, получилось красиво 7 реальных историй хотела здорово, получилось красиво

Истории читательниц, которые хотели сделать вклад в здоровье, а получили красоту

Новый очаг
Познать Любовь Познать Любовь

Актриса Любовь Аксенова — о манипуляциях и влюбленности в персонажей

VOICE
Zoloto Zoloto

Как путь к статусу рок-звезды у Владимира Золотухина занял десять непростых лет

Собака.ru
Вопрос для собственника: зачем делать топ-менеджера партнером Вопрос для собственника: зачем делать топ-менеджера партнером

Превращение топ-менеджера в партнера может открыть новые перспективы

Forbes
Как растения размножаются Как растения размножаются

Почему одни растения плодятся спорами, а другие семенами?

Наука и жизнь
Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...» Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...»

«До последнего вздоха мама оставалась советской гражданкой»

Коллекция. Караван историй
7 романов о длительных отношениях и семейных кризисах 7 романов о длительных отношениях и семейных кризисах

Топ-7 романов о кризисах в браках и их преодолении

Psychologies
Игорь Костолевский: «Женился я на французской актрисе, а живу с русской железнодорожницей» Игорь Костолевский: «Женился я на французской актрисе, а живу с русской железнодорожницей»

Если есть любовь, все можно преодолеть

Караван историй
Обманчивая забота: кто такие «темные эмпаты» и почему легко поддаться их манипуляциям Обманчивая забота: кто такие «темные эмпаты» и почему легко поддаться их манипуляциям

Что такое темная эмпатия? Как распознать нарциссического эмпата?

Forbes
Осторожно, горячо! Осторожно, горячо!

Какие продукты снимают напряжение и повышают чувствительность

Лиза
Почему нельзя покупать франшизу без спроса Почему нельзя покупать франшизу без спроса

Опрос действующих франчайзи бренда — один из обязательных этапов выбора франшизы

Forbes
Ваш электромобиль проедет 300.000 км без ремонта батареи, утверждает исследование. Ну что, поверим? Ваш электромобиль проедет 300.000 км без ремонта батареи, утверждает исследование. Ну что, поверим?

Деградация аккумуляторов оказалась значительно меньше, чем многие думали

ТехИнсайдер
Неумолимая правдивость фантасмагории Неумолимая правдивость фантасмагории

Как разрушаются границы реальности в «Театральном романе» Михаила Булгакова

Weekend
«Я приношу деньги, дальше — не моя забота»: 5 типов отцов, которые портят детям психику «Я приношу деньги, дальше — не моя забота»: 5 типов отцов, которые портят детям психику

Пять самых деструктивных типов отцов

Psychologies
Личинки, серебро и кровопускание: как люди лечились до появления антибиотиков Личинки, серебро и кровопускание: как люди лечились до появления антибиотиков

Как люди лечились до открытия пенициллина?

ТехИнсайдер
Больше, чем любовь Больше, чем любовь

Как выстроить надежные и согревающие отношения с близкими?

Psychologies
Открыть в приложении