Нечеловечески любимые
Если верить восточному календарю, главный герой этого года — желтая собака. Для собаки — старинного друга — нам ничего не жалко. Для ее счастья создаются эксклюзивные корма, одежда, косметика, прически, парфюмерия… А зоопсихологи лечат душевные травмы изуродованных человеческой привязанностью существ. Значение выражения «собачья жизнь» сменило минус на множество плюсов. Границы человеческой любви к собакам исследовал «Огонек»
Стайка разномастных собак носится по большому саду. Человек бросает им мяч в бассейн, и они со счастливым визгом кидаются в воду. И сад, и бассейн — здесь все специально для собак. Это центр (на юге Франции) по изучению вкусовых предпочтений собак крупнейшего мирового производителя кормов для домашних животных. Здесь живет 180 собак нескольких десятков пород. Их работа — пробовать еду. В свободное время они купаются в бассейне и отбирают мячики у сотрудников, которые наняты, чтобы их развлекать.
«Домашние животные делают жизнь и мир лучше,— заявляют производители кормов.— И мы должны сделать жизнь лучше для них. Наш девиз — лучший мир для собак и кошек».
Не мясом единым
Диетология животных начала активно развиваться с 90-х годов. Но если в прошлом веке люди еще позволяли себе кормить собаку костями, то сейчас это может быть приравнено к жестокому обращению с животными. «Профессиональные собаководы за такое вам глотку перегрызут»,— говорит собакозаводчик Алина Тимофеева. Сейчас мировой оборот производителей питания для домашних животных около 55 млрд долларов в год.
«Современные корма — это как нанокухня,— замечает Винсент Бьёрж, директор по научным исследованиям Royal Canin,— в них соблюден баланс всех необходимых собаке белков, жиров, витаминов и минералов. В одном продукте может быть от 50 до 80 ингредиентов. Например, используется природный антиоксидант — вытяжка из томатов, крупы, мясокостная мука. Требования к минимальному количеству содержания токсинов в пшенице для собачьих кормов выше, чем для людей. Исследования длятся около двух лет, прежде чем новый продукт выходит на рынок». Корма создаются под отдельные породы, размер собак и возраст. Например, из-за коротких конечностей позвоночник таксы подвергается значительным нагрузкам — в корме для них будет кальций и фосфор для поддержания прочности костей. У немецких овчарок может развиться дисплазия тазобедренных суставов — проблема предупреждается также специальным питанием. Есть даже продукты с антидепрессантами — для животных, которые постоянно находятся в стрессе. Например, служат в МЧС или на границе. Для аллергиков (часто это шарпеи) производят гипоаллергенные продукты. Есть особый корм для самых слабых в помете щенков, который буквально спасает их от смерти в первые дни жизни. Уже возможно создание эксклюзивного питания для конкретной собаки. Ветеринар составляет рецепт, и на заводе по нему производят отдельную партию.
Более того, существуют десятки разновидностей форм крокетов — сухого собачьего корма. Вы думали, все эти кругляшки, бублики и летающие тарелки — просто для разнообразия? Нет. Специалисты тщательно изучают, как животные захватывают пищу. Корм насыпается на стеклянный стол. Под столом располагается камера, она и фиксирует, как еда отправляется в собачью пасть. Животным с короткой и широкой мордой (например, боксерам) очень сложно захватывать пищу. Поэтому для них крокеты делают особой формы. Для боксеров — волнообразные, для мопсов в виде трилистника. На один конец носом надавил — другой поднимается и сразу в пасть. Лабрадоры — страшные обжоры. Для них придумали крокеты-обманки с дырочкой посередине. Вроде и много слопал, но калорий меньше.
Франц работает на заводе Mars — на контроле качества. Его инструменты — электронный штангенциркуль и компьютер. Он измеряет размер крокетов из каждой партии. На мониторе возникают длинные таблицы. Для каждого вида корма — своя норма. Если вдруг несколько крокетов больше, чем нужно, вся партия идет в утиль. «У меня очень ответственная работа,— заявляет Франц.— Я исключаю риск того, что собака может подавиться большим крокетом».
Над созданием кормов работают ученые — биологи, нутрициологи. Например, в Англии есть крупный научно-исследовательский центр, который занимается только этим.
В исследовательской лаборатории, где разрабатывают корма, денно и нощно работают специально сконструированные механические челюсти собак разных пород. Почти бесшумно они давят разный корм, чтобы ученые могли понять, насколько собаке будет удобно его жевать. Инженеры одного из производителей создали механизм — закрытый бокс, где полностью воспроизводится пищеварение собаки. Таким образом, можно выяснить, как усваивается продукт.
Во французском центре, где собаки работают экспертами, их с детства учат выбирать из двух мисок. То, что съедается больше, в итоге выходит на рынок. В этом центре есть песики, которых даже вопрос выбора не тревожит. Они работают в группе по усвояемости. Помогают сотрудникам центра определить — сколько белков и жиров собака потратила на то, чтобы радоваться жизни, а сколько оставила в укромном месте под кустиком. Все, что осталось под кустиками, собирается и тщательно изучается (запах тоже). Существует каталог идеальных остатков жизнедеятельности для нескольких десятков пород.
«Людям было бы неплохо питаться как собакам,— говорит Томас Брентен, менеджер по научным коммуникациям, научный сотрудник Международного альянса производителей еды для домашних животных,— потому что их корма сбалансированы. Там есть все, что им нужно. Но люди избалованы. Для них важнее вкус, а не польза. У нас 9 тысяч рецепторов, у собаки полторы тысячи. Поэтому собаки всю жизнь могут есть одну и ту же еду. Правильно подобранное питание увеличивает продолжительность жизни собаки на треть. Если вы кормите собаку не кормом, а обычной пищей, нужно стараться, чтобы были и белки, и злаки, и клетчатка. Советоваться с ветеринаром. Для людей же питание что-то вроде религии. И они пытаются обратить животных в свою веру. Делают из собак вегетарианцев или даже веганов. Есть люди, которые придерживаются палеодиеты и пытаются кормить собак так, как, по их представлениям, они питались 10 тысяч лет назад. Одним мясом. Это может привести к недостатку кальция и деформации скелета».