Алексей Герман Мл.
Вполне самостоятельный режиссер (хотя и сын другого самостоятельного режиссера с похожим именем), отдав дань артхаусу, наконец снял фильм для тех, кто ест попкорн в кино. Фильм называется «Довлатов»! И он выходит в марте. Каково?
Ты сказал, что ты закрытый человек и не хотел сниматься в смешных образах. Что ты имел в виду?
Я не то что закрытый, я в последнее время напряженный на вселенную. Ну, потому что родители умерли. Потому что очень тяжелая картина была. Потому что вообще у нас в стране все очень тяжело, если ты не занимаешься воспроизводством бабла ради бабла… Вот ты представляешь себе, что такое делать в России картину о писателе? Кому вообще интересна жизнь какой-то питерской интеллигенции? Бродский, Довлатов, художники какие-то… Думаешь, легко найти спонсоров на премьеру, к примеру? Невозможно! До семи утра я всем этим вчера занимался, просто чтобы у нас был шанс нормально в Москве показать фильм.
Как вообще устроено финансирование таких фильмов?
Всегда есть процент инвесторских денег и денег Министерства культуры или Фонда кино. У нас то же самое. Есть частные инвесторы, есть иностранные деньги из нескольких стран, есть деньги Евросоюза, у нас один из продюсеров – Эрнст, это Первый канал. И у нас есть Министерство культуры, обыкновенный грант. И кредит Фонда кино.
В Довлатове много юмора, иронии, самоиронии. Многие могут пойти с мыслью: «О, поржем!» Что их ждет?
Какой-то юмор присутствует, но это не комедия. Там также присутствуют стихи Бродского, которых, по-моему, никто никогда не слышал.
Почему биография, а не экранизация?
Изначально, много лет назад, у нас были разные варианты. В том числе вариант экранизации – «Заповедник», «Компромисс». Мы думали… Но к тому моменту, когда поняли, что можем это запустить, уже какое-то количество экранизаций было.
Прости, мы – это кто?
Это я, мой товарищ Артем Васильев, мой товарищ Андрей Савельев, с Катей Довлатовой мы говорили об этом. А почему бы нам не придумать такой фикшн, кусочек из жизни Довлатова? Потому что чем ближе мы подходили, тем больше я понимал – на примере других экранизаций и спектаклей в том числе, – что Довлатова невозможно экранизировать. Это блистательная проза, это человек, который немного себя выдумал в этой прозе. Это тонкие наблюдения, и не факт, что они могут перекладываться на язык кино. Такая же проблема, между прочим, существует с «Героем нашего времени», потому что Печорин – плод гениальной фантазии в общем-то очень молодого человека.
Ваш Довлатов – это попытка реконструкции реального Довлатова или это известный читателям лирический герой?