Чемпионат, который надо забыть
Самый нелепый из всех когда-либо проводившихся, футбольный чемпионат России длился в общей сложности больше года и запомнится как турнир команд, которые на заключительной стадии отбывали номер. Сказали футбольные власти «Надо играть!» — и играли. Плохо подготовленные, практически немотивированные, фактически без зрителей…
Начну с того, что никаких — даже малейших — сомнений в силе сегодняшнего «Зенита» нет. Команда из Санкт-Петербурга выиграла чемпионат с огромным отрывом от соперников (их — «Локомотив», «Краснодар», ЦСКА, «Ростов», московское «Динамо», не говоря уже о провалившемся «Спартаке» — даже преследователями-конкурентами назвать язык не поворачивается), имея неоспоримое преимущество над всеми. И на коронавирусный перерыв, продолжавшийся 95 дней, уходила, к слову, на чистом первом месте. Отсюда вопрос: а в чем был смысл возобновления чемпионата?
Игра не на равных
Так в чем, в самом деле? В поступлении доходов от болельщиков? Нет, конечно: на большинстве проведенных матчей не набиралось даже десяти разрешенных от вместимости стадиона процентов зрителей.
В получении телевизионных денег? Тоже нет: в России теледоходы клубов и премьер-лиги на исключительно низком уровне, если сравнивать их с теледоходами в Германии, Англии, Франции, Испании…
В соблюдении спортивного принципа? Вряд ли: ведь он-то как раз соблюден не был, тот же «Ростов», реально претендовавший по качеству игры, поставленной прогрессирующим тренером Валерием Карпиным, на выход в Лигу чемпионов, пострадал, в частности, из-за ставшего «событием» матча сочинских мужиков-профессионалов с ростовскими детьми. Матч этот возглавил рейтинг допущенных организаторами проведения чемпионата России запредельных глупостей.
Рискну утверждать: если бы все были и вправду равны на отрезке возобновившегося чемпионата и никого бы, нарушая правила принятого протокола о ковиде, не делали искусственным образом «равнее других», турнир непременно оказался бы незавершенным.
Многое в самом деле зависело от решений местных отделений Роспотребнадзора. Кого-то они наказывали по полной программе, заставляя соблюдать обязательный двухнедельный карантин для всех, кто контактировал с заболевшими. Кому-то делали поблажки, будто бы веря клубам, быстро сориентировавшимся и докладывавшим, что все у них в полном соответствии с пунктами протокола.
Футбольные власти не сумели заставить все клубы, после того как было принято решение о возобновлении турнира, запереться на тренировочных базах, не допускать на них посторонних, выезжать только на матчи и после них сразу же возвращаться. Мало того. Лишь у шести, как выяснилось, клубов (премьер-лиги!) есть нормальные тренировочные базы, на которых можно было создать соответствующие коронавирусной ситуации условия.
— Конечно, — сказал президент Российского футбольного союза Александр Дюков, — я очень доволен, что нам удалось возобновить сезон. Очень важное событие для российского футбола. Решение правильное. С точки зрения организации получилось не все. Но завышенных ожиданий у меня не было. Понимал, что нам всем придется учиться играть в новых условиях. Понимал, что на этом пути набьем шишки. Шишек, конечно, могло быть меньше. Но такой урок был нужен всем нам. Чтобы избежать подобного в следующем сезоне. Понятно, что полностью застраховаться от инфицирования невозможно. Надеюсь, оно не будет носить такой массовый характер. Благодарю Роспотребнадзор за сотрудничество и помощь.
Сложно, конечно, определить процент вины РФС в том, что возобновленный чемпионат превратился в собрание несуразностей, но даже их перечисление впечатляет. (К самым скандальным, напомню, относятся следующие: спорное определение победителей матчей, очень слабое судейство, неясность — и она продержалась до самого последнего дня турнира! — по поводу того, сколько команд будет играть в премьер-лиге в новом сезоне и кто появится в ней из ФНЛ.) Но факт остается фактом: именно РФС, так получается, взял на себя всю ответственность за проведение оставшихся до завершения первенства матчей, «вырвав» ее, эту ответственность, из «рук» Российской премьер-лиги.
Достаточно привести только пример, связанный с переносом матчей. По словам Дюкова, «мы (то есть РФС) даже не предусматривали даты для переносов. Резервной даты не было». «Хотелось,— говорит Александр Дюков,— чтобы команды играли, а не записывать им очки в таблицу, присуждая поражения. Я дал возможность “Сочи” и “Ростову” договориться. Им это сделать не удалось. А вот “Краснодар” и “Динамо” позже договорились». К президенту РФПЛ Сергею Прядкину у Дюкова, как он говорит, претензия «только в том, что он меня не отговорил и получилось то, что получилось».