В поисках ниши

В то время как рост мультикатегорийных маркетплейсов замедляется, нишевые маркетплейсы успешно конкурируют в категориях с высокой долей специализированных товаров – например, бытовая техника, DIY, автотовары, премиум-одежда, премиум-обувь. Универсальные площадки предоставляют селлерам больший охват, но нишевые – целевую аудиторию.
Нишевые маркетплейсы проводят более строгую проверку поставщиков, что гарантирует качество товаров, заявил руководитель направления мебели по РФ бывшего поставщика IKEA компании «Сведста» (бренды «Гуд лакк» и «Шведский стандарт») Павел Бондарев 21 марта 2025 г. на конференции «Ведомостей» «Ритейл 2025».
«Сведста» была одним из партнеров-производителей IKEA до ее ухода из России. По словам Бондарева, в феврале 2022 г. компания отгружала до 30 фур, или 600 т, продукции в день для IKEA. «Наша задача заключалась в поиске способов размещения заказов и восстановлении производства с нуля. Самым быстрым способом выхода на рынок для нас стала электронная коммерция», – рассказал представитель «Сведсты».
Сейчас компания торгует своими товарами и на нишевых маркетплейсах вроде «Лемана про», и на универсальных, например на Ozon. По словам Бондарева, «Сведсте» «ближе и приятнее» работать с нишевыми маркетплейсами.
Эволюция торговли
Еще 10 лет назад через электронные площадки продавалась в основном мелочевка, а сейчас доля крупногабаритных товаров растет, что связано с увеличением доверия покупателей к работе маркетплейсов, рассказывает представитель «Сведсты». По его словам, этот рост мог бы быть значительнее, если бы были решены логистические задачи: в связи с высокими затратами на склады и хранение логистика остается главной проблемой.
При этом рынок частично захватили другие производители, которые начали массово выпускать копии продуктов «Сведсты», утверждает представитель компании. По его словам, на мультикатегорийных маркетплейсах не всегда можно определить подлинность товара. Это проблема крупных площадок, где экспертиза поставщиков может быть слабой, объяснил Бондарев.
При этом «Сведста» не может полностью отказаться от крупных площадок вроде Ozon из-за их широкого охвата. «Нам необходимо продавать большие объемы продукции для поддержания работы предприятия. У нас есть большой потенциал, и мы еще не достигли необходимой мощности», – объясняет Бондарев. Но перспективу развития в ближайшие годы компания видит именно в нишевых проектах.