Рабы не мы?
Работорговля в США снова на слуху: к ее исследованиям подключились не только историки, но и генетики. Парадоксально, что другая, не менее драматичная страница истории — работорговля на черном море — сегодня известна гораздо хуже
В США — очередная сенсация, связанная с темой работорговли: в авторитетном научном журнале American Journal of Human Genetics опубликованы результаты генетического исследования, проведенного скандально известной компанией 23andMe. На основе анализа генотипов 50 тысяч человек авторы утверждают: большинство афроамериканцев происходят с территорий, расположенных в настоящее время в Анголе и Демократической Республике Конго. Это соотносится с уже известными данными по работорговле. А вот из неожиданного: гораздо больше людей, чем предполагалось ранее, имеют нигерийские корни, и причина, скорее всего, в потоке рабов не через Атлантику, а уже между американскими колониями с 1619 по 1807 год. Всего же, как напоминает исследование, насильственному перемещению из Африки в Южную и Северную Америку с XVI по XIX век подверглось более 12,5 млн человек. Впечатляет.
Но вот парадокс: разговор о трансатлантической работорговле сегодня затмил другой, не менее примечательный феномен — работорговлю и рабство в Европе. А ведь сравнения напрашиваются сами собой. В Европе, как и в Америке, работорговля продолжалась на протяжении многих веков, счет рабов и там, и там — на миллионы. У темы есть и отечественный ракурс — одним из центров европейской работорговли было Черное море и непосредственно Крым. Можно ли поставить эти явления рядом? Этот вопрос мы задали заместителю директора Института общественных наук и международных отношений Севастопольского государственного университета, автору книг по истории Севастополя, Крыма и Херсонеса Вадиму Хапаеву.
— Каковы были масштабы работорговли в черноморском регионе?
— Судите сами: история рабства здесь началась более 2,5 тысяч лет назад — это было связано с Великой греческой колонизацией. В ходе колонизации некоторые полисы порабощали покоренное население, как, например, случилось в городе Гераклия Понтийская (сейчас — Эрегли, Турция). Существует предположение, правда, не доказанное, что основатели города Херсонес Таврический, находившегося на месте современного Севастополя, аналогично поступили с племенем тавров. И совершенно точно известно, что все греческие полисы по берегам Черного моря торговали рабами, причем их вывозили в другие регионы античного мира. Яркий пример: городская стража Афин набиралась из числа скифских рабов. Или вспомните Спартака, который по происхождению был фракийцем, то есть его родиной был черноморский регион.
— Но это античность. А как насчет Средневековья? Разве работорговля не сошла на нет?
— В Средневековье рабство действительно перестало быть столь ярко выраженным экономическим укладом, как в античности. Но это не значит, что его не было. Есть свидетельства арабских авторов, что в городе Боспоре (это нынешняя Керчь), который в IX веке находился под двойной властью Византии и хазар, существовал большой рынок рабов. Очень многие народы, которые граничили с хазарами, в том числе и славяне, попадали в число этих рабов. Впрочем, их участь зачастую была вполне сносной. Во многих мусульманских странах дворцовую гвардию составляли именно воины-рабы, или гулямы. В Египте их называли мамлюками. Так вот с XI века мамлюков доставляли… как раз с берегов Черного моря.