Ножки Трампа
Как куры Америку с Европой поссорили и при чем здесь коммерческие автомобили

Уинстону Черчиллю приписывают знаменитую фразу о том, что американцы всегда находят единственно верное решение, но только после того, как перепробуют все остальные. Справедливость данного утверждения во всей красе отражают действия новой администрации США, которая экстренно вводит новые налоги, призванные то ли помочь локальному бизнесу, то ли показать соседям уже подзабытую «Кузькину мать». Впрочем, как понятно из цитаты, любовью к эксцентричным политическими решениям славились и другие хозяева Белого дома.
Не успел дух Демократической партии выветриться из стен Овального кабинета, как, помимо претензий на Гренландию, Панамский канал, а заодно и Канаду, было объявлено о планах введения 25-процентных пошлин на товары из Европейского союза, включая автомобили. Кто от этого пострадает больше, европейские производители или американские потребители, тот еще вопрос. Парадоксально, но импортные товары в США зачастую стоят заметно дешевле, чем у себя на родине. Взять хотя бы японские фотоаппараты Sony или Nikon, которые благодаря огромным объемам рынка продаются вдали от родины по весьма приятной цене. То же касается и автомобилей. По меркам Германии приобретение Mercedes-Benz E-Klasse или Volkswagen Passat в Штатах – это аттракцион невиданной щедрости: разница в цене может составлять несколько десятков процентов. Здесь, помимо величины рынка, свою роль играет сильная конкуренция как со стороны домашних концернов, так и со стороны японских и корейских компаний, давно отладивших свою ценовую политику. Если намерения Дональда Трампа воплотятся в жизнь, то и без того лидирующая по всем фронтам Toyota рискует получить совсем уж неприличный гандикап относительно тех же «немцев».
Другое дело, что подобные экономические грабли мировой бизнес научился довольно умело обходить.
Жареный петух наносит ответный удар
В 1963 году, при президенте Линдоне Джонсоне, властями США был введен так называемый 25-процентный куриный налог. Тариф стал реакцией на заградительные пошлины со стороны ряда европейских стран, направленные на сокращение потока дешевой заморской курятины. К делу подошли с традиционным американским размахом, и под раздачу попали не только импортный бренди и крахмал, но также легкий коммерческий транспорт, произведенный за пределами Соединенных Штатов. Такому повороту событий поспособствовало усиленное лобби со стороны местных автопроизводителей, которые под шумок выразили глубочайшую озабоченность ростом популярности микроавтобуса Volkswagen Type 2 Van – любимца хиппи и доморощенных бунтарей. В результате куры раздора широким мазком проехались вообще по всем иностранным «хозяйственным» автомобилям.

Закон породил немало странностей и курьезов, сопряженных с лишними телодвижениями, но так и не был полностью отменен. Американцы уже давно имеют возможность свободно попивать французский коньяк и обваливать куриные ножки в немецком крахмале, а вот такса на легкий коммерческий транспорт взимается до сих пор.
Денег куры не клюют?
Следует понимать, что речь идет не о полном запрете, а о существенном удорожании продукции для конечного потребителя. О том, как влияет цена на структуру потребительских предпочтений, россиянам известно не понаслышке, но ведь и на Западе люди неплохо умеют считать кровно заработанные центы. Автомобильный рынок США ввиду серьезной внутренней конкуренции никогда не испытывал дефицита в качественных моделях, но всегда страдал от гигантомании местных автомобильных концернов со всеми вытекающими последствиями. Поэтому многие зарубежные производители делали основную ставку на компактность, доступность и топливную экономичность. Поскольку «куриным налогом» облагались легкие грузовики не только из Европы, но также из остальных стран, больше других испытали неудобство японские компании, в шестидесятые годы пытавшиеся покорить Америку за счет недорогих пикапов и фургонов.