Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое»

В прокате идет «Жар-птица» – сновидческое кино об актрисе (Александра Киселева), которая приезжает в Индию искать свою маму-сектантку. Это уже седьмой за четыре года фильм для независимого режиссера Романа Михайлова – писателя и математика с мировой известностью. И пятая его совместная работа с актрисой Марией Мацель, звездой «Перевала Дятлова», «Черного облака» и «ЮЗЗЗ».
В «Жар-птице» у Мацель одна из самых загадочных ролей. Ее персонаж – дочь сектантов ходит по туманным улицам Варанаси в компании с героями Марка Эйдельштейна и Чингиза Гараева, играет в уличном спектакле и не говорит ни слова.
В интервью «Ведомости. Городу» актриса рассказывает, как снимаются фильмы-сны, тесно ли ей в амплуа «бунтующего подростка», а также о том, как она писала свой первый музыкальный альбом – автобиографичный, но от лица сказочной принцессы.
«Зачем ты нужен, если не можешь сказать, что хочешь?»
– Роман Михайлов широко известен в узких кругах – математиков, театралов, любителей экспериментальной прозы и синефилов. Помнишь, как впервые познакомилась с ним?
– Это магическая история! Которая развивалась по принципу, как говорят в театральной среде, «петелька – крючочек». Все началось весной 2022 г. Я ввелась в спектакль «Джульетта» в БДТ, потом Андрей Анатольевич Могучий попросил меня поучаствовать в «Сказке про последнего ангела» – его спектакле в Театре наций. Последний меня очень впечатлил, и я стала интересоваться, что за невероятный текст лежит в основе. Коллеги подсказали, что это рассказ «Героин приносили по пятницам» Романа Михайлова, и посоветовали купить его сборник сказок «Ягоды».
Стала, значит, искать эту книгу, а ее нигде нет. В интернете тогда был доступен только один рассказ. Откопать в итоге удалось в какой-то букинистической лавке на Чистых прудах. Открыла и – вжух! – прочитала в один присест за три часа. Пишу молодому человеку: «Ларик (актер и музыкант Илларион Маров. – «Ведомости. Город»), это нереально круто, тебе надо прочитать». А затем – почти моментально, клянусь! – поступает звонок с неизвестного номера. Беру трубку, а на том конце: «Здравствуйте, меня зовут Федор Лавров (звезда фильмов «По щучьему велению», «Внутри убийцы» и кинокартин Михайлова. – «Ведомости. Город»). Я работаю с Романом Михайловым. Рома хотел бы с вами познакомиться».
Я, конечно, вспомнила маму, которая все детство учила никуда не ходить с незнакомыми людьми... Но любопытство взяло верх – и вот мы с Федей и Ромой сидим в веганском ресторане и обсуждаем работу. Оказалось, жена Михайлова увидела меня в «Джульетте» и порекомендовала присмотреться. Сам Рома глянул какие-то мои фото и уже вышел потом на меня. Говорит: «Ну все, поехали с нами в Индию, если согласна». Но в итоге сначала отправились в Петрозаводск снимать «Отпуск в октябре».
– Лев Зулькарнаев как-то сказал мне, что Роман – волшебник: ему удается создать на площадке особое энергетическое поле. А как бы ты описала творческий метод Михайлова?
– Работа с Ромой не похожа на работу. Во-первых, он снимает в очень короткие сроки и процесс не успевает стать рутинным. Более того, почти все Михайлов снимает одним кадром и к тому же довольно часто с первого дубля. Он как будто просто запечатлевает происходящее вокруг, ничего не выстраивает намеренно, почти не репетирует. Соответственно, артисты на площадке не чувствуют давления. У меня нет ощущения, что я должна кому-то что-то доказать, кого-то впечатлить. Ты действительно попадаешь в энергетическое поле из Роминых мыслей. Он очень много говорит, постоянно рассказывает какие-то сложные вещи, о которых никто, кроме ученых, наверное, не слышал.