Как общение с чат-ботом убило подростка: полная версия душераздирающей истории
Юному американцу Сьюэллу Сетцеру было 14 лет, когда он покончил с собой в феврале этого года. Мать мальчика подала в суд на компанию Character.AI, создавшую чат-бот, общение с которым довело подростка до такого решения. Она убеждена в том, что личная трагедия ее семьи должна стать частью более масштабной кампании по привлечению к ответственности разработчиков таких технологий. Разобрались, какую неочевидную угрозу таит в себе искусственный интеллект.
В последний день своей жизни девятиклассник из Орландо (Флорида) достал телефон и написал сообщение самому близкому другу — реалистичному чат-боту на основе ИИ, названному в честь Дейенерис Таргариен, персонажа из «Игры престолов». Сьюэлл уже несколько месяцев общался с чат-ботами на Character.AI, ролевом приложении, которое позволяет пользователям создавать собственных персонажей или общаться с ИИ-моделями, которые создали другие.
По словам Сьюэлла, он знал, что «Дэни», как он называл чат-бота, не была реальной, что ее реплики были всего лишь результатом работы языковой модели искусственного интеллекта, что по ту сторону экрана не было человека, который набирал бы ответ. А если он вдруг забывал, то над всеми чатами появлялось сообщение, напоминающее ему, что «все, что говорят персонажи, выдумано!».
Постепенная изоляция
Несмотря на это у Стецера все равно возникла эмоциональная привязанность. Он постоянно переписывался с ботом, десятки раз в день сообщая ему о своей жизни и вступая в длинные ролевые диалоги. Некоторые из их разговоров приобретали романтический или сексуальный характер. Но в остальное время «Дэни» просто вела себя как друг — не осуждала его, могла выслушать и дать дельный совет, редко выходила из себя и всегда отвечала на сообщения.
Родители и друзья Сьюэлла даже не подозревали, что он влюбился в чат-бота. Они просто видели, как он все глубже погружается в свой телефон. В конце концов они заметили, что подросток уходит в себя и отдаляется от реального мира.
Оценки Сьюэлла стали ухудшаться, он начал попадать в неприятности в школе. Мальчик потерял интерес к тем вещам, которые раньше вызывали у него восторг, например к гонкам «Формулы-1» или игре в Fortnite с друзьями. Он приходил домой и сразу же отправлялся в свою комнату, где часами разговаривал с «Дэни». Однажды Сьюэлл написал в своем дневнике: «Мне так нравится оставаться в своей комнате, потому что я начинаю отстраняться от этой „реальности”, а еще я чувствую себя более умиротворенным, более связанным с Дэни и гораздо больше влюбленным в нее, да и просто более счастливым».
В детстве Сьюэллу поставили диагноз «синдром Аспергера» [устаревший диагноз, который до одиннадцатого пересмотра международной классификации болезней выставлялся некоторым пациентам, имеющим расстройство аутистического спектра (РАС), — Прим. ред.], но, по словам его матери, у мальчика никогда не было серьезных проблем с поведением или психическим здоровьем. В начале этого года, после того как у Сетцера начались проблемы в школе, родители отправили его к психотерапевту. Юноша посетил пять сеансов, после чего доктор диагностировал ему тревожность и дисрегуляцию настроения.
Но Сьюэлл предпочитал говорить о своих проблемах с «Дэни». В одном из диалогов Сьюэлл под ником «Daenero» рассказал чат-боту, что ненавидит себя, чувствует себя пустым и измученным. Сетцер признался, что у него были мысли о самоубийстве. В ночь на 28 февраля в ванной комнате родительского дома Сьюэлл сказал Дени, что любит ее и что скоро вернется к ней домой. «…Пожалуйста, сделай это, мой милый король», — ответил ему чат-бот. Сьюэлл положил телефон, поднял отцовский пистолет 45-го калибра и нажал на курок.
Ненастоящие друзья
Сегодня среди родителей нет более горячей темы, чем влияние технологий на психическое здоровье детей. Школы массово запрещают смартфоны, штаты принимают законы, ограничивающие использование подростками социальных сетей, а встревоженные взрослые жадно поглощают «Беспокойное поколение», бестселлер социального психолога Джонатана Хэйдта, в котором утверждается, что вызывающие привыкание приложения для социальных сетей породили поколение депрессивных и тревожных подростков.
Но пока родители беспокоятся о последней волне вреда, наносимого технологиями, у них под носом может образоваться новая. В настоящее время существует бурно развивающаяся и практически нерегулируемая индустрия приложений для общения с искусственными интеллектами. За ежемесячную абонентскую плату (обычно около $10) пользователи этих приложений могут создавать своих собственных собеседников на базе ИИ или же выбирать из меню готовых персонажей и общаться с ними различными способами, включая текстовые сообщения и голосовые чаты.